12:5704.12.12

Через какие «капканы» 2013 года предстоит провести России «большую двадцатку»

Через какие «капканы» 2013 года предстоит провести России «большую двадцатку»

Для начала новому председателю «большой двадцатки» нужно осторожно провести ее через 2013 год так, чтобы она могла быстро реагировать на поток текущих событий. Пока неизвестно, всплывет ли в будущем году мировая экономика на поверхность или, наоборот, утонет. На все это придется живо реагировать, искать срочные решения в G20, если дело дойдет до кризиса и «финансовых инфекций», стремясь оказывать реальное влияние на события.
На «второе блюдо» Россия, как командующий G20, получила проблему, которую невозможно решить в одночасье. Это - глобальное финансовое регулирование. Цель одна - наложить жесткие путы на банки и другие финансовые институты, чтобы они не перегревали финансы и не создавали «мыльных пузырей», а за ними - глобальные кризисы. Сегодня финансовые системы стран мира находятся в состоянии полной фрустрации (лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов»). Никогда еще в последние 60-70 лет они не были столь заморожены и фрагментарны, будучи задавлены регуляторами и судебными исками. На все «денежные оживления» и низкий процент они лишь слабо приподнимают руку, сигналя, что еще живы, хотя и подумывают уйти в мир иной.
В этом регулятивном прессинге - огромные риски для России и других развивающихся рынков. Они находятся только в начале своего финансового пути. Имеют низкую «финансовую глубину». Нуждаются в том, чтобы регулятивное бремя было легче, чем на Западе, что позволит «расцветать» всем видам финансовых институтов и инструментов. Нельзя на зрелого сильного человека и на неокрепшего детеныша навешивать один и тот же непосильный груз. России, как председателю G20, важно закрепить принцип более слабого регулирования финансовых систем развивающихся рынков. Здесь важно быть настойчивым.
В политике G20 есть еще один скрытый конфликт, еще одно «острое блюдо», сулящее многие раздумья тем, кто называет себя «развивающимися». Имя ему - ребалансирование мировой экономики. Отход от ее докризисной модели. Все решения G20 пронизаны этой идеей. В чем здесь суть? И в чем риски?
Мировая экономика - двухсекторная. Группа развитых экономик живет в долг. Ее торговый баланс дефицитен. Темпы роста низки. Госдолг составляет более 100% ВВП. Население перегружено кредитами. У этих долгов есть конечные финансовые источники. Это - импорт валютных капиталов, накопленных от торгового экспорта из развивающихся стран. Плюс прибыль от эмиссии резервных валют (доллар, евро).
Группа развивающихся стран - совершенно другая картина. Постоянное положительное сальдо торгового баланса. Сверхбыстрый рост. Госдолг - всего лишь 35% ВВП. Но население потребляет меньше, чем ему полагается, оно недокормлено и «недокредитовано». Возникшие в связи с этим валютные излишки отправляются за рубеж, на кормление тех, кто «развит». Круг замыкается.
Смысл всего этого - обмен технологий и интеллектуальной собственности, сконцентрированных у «золотого миллиарда», на дешевую рабочую силу и перемещение «мастерских мира» на восток и юг. Конечно, это упрощенная картина, но она схватывает суть современной «модели мира». Она основана на глобализации (экономической и финансовой), на свободе потоков капитала, технологий и интеллектуальной собственности. К 2007 - 2008 годам эта модель дошла до крайности, до того, что домашние и госдолги развитых стран взлетели до мыльного пузыря, накачанного товарами и деньгами в долг, поступающими из развивающихся стран. Сегодня совершается поворот на сто восемьдесят градусов. Идея, идущая от G7, - «ребалансирование» мировой экономики. Для развитых стран - рост инвестиций, сбережений, сжатие долгов, оздоровление бюджетов и частных финансов, ускорение роста. Для развивающихся экономик - рост внутреннего спроса.
Вроде бы все правильно, но лозунг «ребалансирования», доведенный до абсурда, может привести к новым берлинским стенам, к попыткам автономного плавания вместо глобализации, к росту протекционизма, к валютным войнам. Примеры? Да сколько угодно! США объявили о решении достичь энергетической независимости к 2020 году, стать чистым экспортером топлива. Нарастили арсенал госрегулирования нефтяных деривативов (биржи в Нью-Йорке, Чикаго), чтобы сбить цены на нефть (закон Фрэнка-Додда). Впереди длительная тенденция к усилению доллара против евро. Она будет давить вниз на мировые цены на нефть. Что может быть в сухом остатке? Полная перекройка товарных и финансовых потоков в мире, связанных с нефтью. Падение мировых цен на энергоносители. Трудности в нефтяных сырьевых экономиках. По мнению «Гардиан», самые большие потери понесет Россия, будучи «зависимой от высоких цен на энергоносители и не имея альтернативных планов».
Еще один пример. США долгое время оказывали давление на Китай как на «валютного манипулятора», искусственно ослабляющего свою валюту. Итог этого прессинга - ревальвация юаня против доллара, ухудшение условий экспорта из Китая, замедление роста его ВВП, удорожание рабочей силы, сокращение профицита торгового баланса, давление вниз на международные резервы Китая и их отправку за рубеж, прежде всего в долги США. У всего этого есть имя - ребалансирование экономик США и Китая, их «расцепление».
Ребалансирование, доведенное до абсурда, может создать очередной исторический разрыв в уровне технологий между двумя мирами, когда грядет новая волна инноваций на Западе. Мы можем увидеть новый «поворот рек» - прекращение создания мастерской мира в развивающихся экономиках и возврат производства в индустриальные страны. У этого будущего риски нестабильности. Его угрозы - личные, они относятся к нам с вами. Было бы сильным ходом, если бы Россия, как капитан G20, поставила бы во главу угла задачу взвешенности и осторожности в ребалансировании мировой экономики. А заодно и проблему свободы, усиления стимулов и снятия барьеров в обмене прямыми инвестициями и технологиями между индустриальным и развивающимся мирами, пишет «РГ».

Поделиться: