08:4514.12.12

РЖД наносит удар по кошельку пассажиров. Пострадавших подберут автобусы

РЖД наносит удар по кошельку пассажиров. Пострадавших подберут  автобусы

РЖД не хватает государственных дотаций. Недостаточное финансирование из федерального бюджета грозит не только повышением цен на билеты, но и частичной отменой поездов, а также увольнением персонала, уже неоднократно заявлял президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. «Для сокращения дефицита ОАО «ФПК» будет вынуждено отменить около 235 поездов, причем часть из них межрегионального значения. Ситуация может дойти до того, что из Томска в Новосибирск возможно будет добраться только через Москву! - пишет г-н Якунин в своем блоге. - Под угрозу увольнения попадет около 3 тысяч железнодорожников по всей России. Придется значительно сократить программы ремонта и обновления подвижного состава. Не говорю уже про то, что удорожание билетов в социально значимом сегменте ж/д перевозок может привести к определенной напряженности в обществе».
Уже с 1 января 2013 года РЖД отменяют 19 поездов по различным направлениям из-за низкой рентабельности. Сообщается, что только за 9 месяцев в текущем году убытки в результате их работы составили 760,4 млн рублей. Кроме того, с будущего года компания обещает сокращение количества плацкартных вагонов, при этом цена на проезд в них существенно вырастет. Причина все та же - недостаточное субсидирование. Для сохранения цен на билеты на приемлемом уровне помимо всех дотаций не хватит 26 млрд рублей, отмечает г-н Якунин. Пока, по его словам, весь негатив из-за удорожания билетов направляется на ОАО «РЖД», хотя логичнее переадресовать поставленные вопросы в Минфин, Минэкономразвития и региональным властям. Ведь в данном случае речь идет о сегменте пассажирских перевозок, дотируемом государством.
Проезд в общих и плацкартных вагонах всегда выполнялся по пассажирских тарифам ниже себестоимости, комментирует ситуацию Владимир Белозеров, член президиума Центрального комитета Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, член Общественного совета Ространснадзора. Возникали убытки, которые государство покрывало дотациями, - они начинались от 10 млрд рублей в год, в прошлом году эта цифра увеличилась примерно до 30 млрд, разъясняет эксперт. В этот раз бюджет верстался достаточно тяжело, было принято решение, что прежний принцип дотаций сохранять невозможно, необходимо сократить их в два раза. Восполнить образовавшуюся брешь решили повышением тарифов. Для работоспособной группы населения (в возрасте от 23-х до 60 лет) они будут подняты до уровня соответствующего затратам. Повышение может составить от 50-ти до 100% в зависимости от направлений - речь идет только о плацкартных и общих вагонах.
«Это, безусловно, удар по кошельку пассажиров. Поездка в отпуск, например, из Москвы в Адлер станет в полтора-два раза дороже, что очень чувствительно для бюджета семьи. Понятно, что в результате такие меры вызовут снижение пассажиропотока. Изменится его структура, объемы спроса, невостребованный вагон впустую никто гонять не будет, что приведет к отмене поездов на целом ряде направлений», - говорит г-н Белозеров. Все эти выводы, по словам эксперта, вызывали негативные перспективы при обсуждении бюджета. Сейчас обсуждаются варианты более сглаженного эластичного перехода, подробной информации о дальнейших шагах со стороны государства и железнодорожников сейчас нет, но повышение тарифов все равно будет выше уровня инфляции.
Пока ситуация с увеличением дотаций из бюджета остается неясной, эксперты прогнозируют дальнейший сценарий по известному принципу: в одном месте убыло, в другом - прибыло. От удорожания ж/д билетов в первую очередь выиграют автотранспортные компании, которые уже потирают руки со словами «О, это наши клиенты!». В данном ценовом цементе, например, автобусные перевозки уже стали, а станут и ещё гораздо более привлекательными для бывших пассажиров плацкартных вагонов.
«В итоге, если брать историю РЖД с 2004 года, автотранспортники дополнительно получили в подарок 15 млн купленных билетов, а авиаторы около 30 млн, - подсчитал Алексей Безбородов, глава исследовательского агентства «InfraNews». - Эта тенденция продолжится. Практический момент в этом - даже новые плацкарты не меняют систему обслуживания, сервис и так далее. Поэтому очевидно, что «плацкартники» из дальнего следования будут переходить в авиацию, из ближнего - в автобусы. Это к вопросу о том, что даже небольшие субсидии на авиабилеты могут сыграть очень весомую роль, а если ещё большее число граждан научить пользоваться интернетом для приобретения билетов, это вообще станет величайшем достижением».
Междугородний железнодорожный пассажиропоток, почти в два раза ниже «автобусного», а в электричках пассажиропоток в 14 раз меньше, чем в городских и пригородных автобусах. Такая структура сформирована недоступностью железнодорожного транспорта во многих регионах. Таким образом, в целом по стране уже сейчас пассажирский автомобильный транспорт является более доступным и соответственно востребованным, чем железнодорожный. В ближайшем будущем его доминирование станет еще более заметным, особенно в Уральском и Сибирском федеральных округах, делает вывод г-н Храпач.
Сокращение железнодорожных перевозок в свою очередь приведёт к резкому увеличению количества междугородных автобусных рейсов, которые должны будут отправляться только от специально оборудованных автовокзалов. Но и здесь пока тоже немало проблем, автовокзалов в стране катастрофически не хватает, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Ситуация, впрочем, в ближайшее время может измениться. Правительство РФ внесло в Госдуму РФ проект федерального закона о межсубъектных пассажирских автоперевозках, который, как рассчитывают участники отрасли, существенно упростит их работу и позволит быстрее реагировать на изменение структуры пассажиропотоков в интересах пассажиров, пишет www.finam.ru.

 

 

 

Поделиться: