12:1314.12.12

Иван Фролов предлагает заменить дрейфующие станции на «Ноев ковчег»

Иван Фролов предлагает заменить дрейфующие станции на «Ноев ковчег»

О перспективах работ на двух полюсах Земли и о том, найдётся ли льдина для следующей станции в Арктике, рассказал в интервью РИА «Новости» доктор географических наук, директор ААНИИ Иван Фролов.
- Продолжится ли традиция высадки дрейфующих научно-исследовательских станций «Северный полюс»? Сейчас в Арктическом бассейне работает СП-40, будет ли в следующем году 41-я станция?
- Я бы не высаживал. Это опасно. Просто для того, чтобы геополитикой заниматься? Геополитика - это важно, но давайте сделаем перерыв два-три года. Был перерыв 12 лет, ничего не случилось. Тем более дрейф льдины идет в сторону Канады, очень далеко и сложно завозить полярников  на льдину и снимать с нее. Атомный ледокол для нужд экспедиции стоит очень дорого, а денег-то не добавляют.
Кроме того, подходящие льды должны быть многолетние, 3 метра толщиной, а сейчас многолетний лед идет 1,8 метра, да и то он ближе к Канаде. А у наших берегов вообще нет подходящих льдов, и они будут дальше вытаивать. Полагаю, что в этом вопросе Артур Николаевич Чилингаров, горячий сторонник высадки дрейфующих станций, согласится с моими доводами. Сейчас мы готовим обоснование возможности организации СП на следующий год, рассматриваем все варианты. Может быть, станцию будем высаживать на берег, у мыса Баранова (у архипелага Северная Земля). А вообще, платформы надо строить.
- И когда же примете решение?
- Предложу поставить этот вопрос на обсуждение коллегии Росгидромета в первом квартале будущего года. Подходящий лёд сейчас есть почти у Северного полюса, но в этом случае с трудом найденная льдина уже через пять-семь месяцев выскочит в пролив Фрама, начнёт разрушаться, и станцию надо будет эвакуировать.
Думаю, что еще будем искать. Мы же все время ищем подходящие льдины из космоса, по спутниковым снимкам. Но ниоткуда они не появятся. Я за то, чтобы папанинские традиции продолжались, но с учётом технологий XXI века.
- В ходе форума «Арктика: настоящее и будущее» вы говорили, что в ближайшие 10 лет климат в Арктике особенно меняться не будет...
-Дело в том, что у океана и льда огромная инерция. Для того, чтобы появились многолетние льды, они должны пять-семь лет нарастать. То есть минимум десять лет понадобится для восстановления прежних льдов, даже если климат войдет в норму. Но лет десять точно будет примерно так, как сейчас.
- Строительство платформы будете обсуждать в следующем году?
- В прошлом году все согласились - Совбез, Морская коллегия, поручения были даны. На уровне Минфина затормозили, сказали, что в стране тяжелое финансовое положение. Надеюсь на обсуждение этого вопроса в Росгидромете в первом квартале 2013 года.
- Сколько, хотя бы приблизительно, будет стоить такая платформа?
- В зависимости от конфигурации от 3 до 6 миллиардов рублей. Это должно быть что-то вроде ледокола, с необходимыми обводами корпуса, самодвижущееся. У нее будет два двигателя, платформа сможет дойти по чистой воде в период ледообразования, встать, вокруг нее образуются однолетние льды, и она будет дрейфовать вместе с ними. Рядом можно лагерь разбивать, особо чистые эксперименты проводить на льду. При этом люди будут в безопасности, в нормальных условиях, у них будет запас всего вне зависимости от торошения или разломов. Лет 25 такая платформа ходить сможет.
- Какое время потребуется на постройку?
- От принятия решения, думаю, три года.
- Сколько экспедиций в Арктику проводите каждый год?
-Каждый год у нас порядка 20 экспедиций в Арктике, и число их потихоньку увеличивается - в основном, за счет внебюджетных средств. Мы заключаем договора и с нашими, и с иностранными компаниями - на тот же Варандей, в Баренцевом и Карском море специальные экспедиции для Роснефти. Для «Exxon-Mobile» - проект «Сахалин-1», для «Sakhalin Energy» - «Сахалин-2». Есть совместная лаборатория и экспедиция с немцами, совместная экспедиция с американцами будет - это, кстати, научные программы, не связанные с обеспечением компаний.
-Китайцы нас действительно обгоняют в Арктике? Ведь их «Снежный дракон» переделанный, кстати, из российского судна, дошел в этом году только до 83-го градуса северной широты.
- Ну, это не так важно. В настоящее время деньги решают многое. Я не говорю, что мы проигрываем. Просто у нас есть сфера своих интересов, ни одна из держав, даже арктических, не проводит столько экспедиций, сколько мы сейчас. С другой стороны, приборную базу мы вынуждены приобретать в различных зарубежных странах. Есть предложения наладить свое производство, но оно встречается с определенными трудностями - это коммерчески неинтересно, поэтому денег со стороны не достанешь, а бюджет говорит, что мы лучше купим зарубежные аналоги. Но ведь ГЛОНАСС сделали российский вместо GPS. Постоянно испытываем его на дрейфующих станциях, и он не хуже работает.

Поделиться: