13:4614.12.12

7 причин, по которым из Мурманска уезжает молодёжь

7 причин, по которым из Мурманска уезжает молодёжь

Российский союз инженеров провёл масштабное исследование - «Генеральный рейтинг российских городов - 2011», - в результате которого были выявлены причины непривлекательности многих городов. В России всего 165 городов с население 100 и более тысяч человек, из которых исследовалось 164 населённых пункта в связи с отсутствием данных по ЗАТО Северск (Томская область).
Одна из важнейших проблем непривлекательности многих российских городов - отток молодого населения в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и другие крупные промышленные и культурные центры. Большинство образованной и перспективной молодежи ставит перед собой цель - после окончания местного вуза как можно быстрее переехать в более привлекательный с точки зрения заработков и построения карьеры город.
Обобщая результаты, полученные в ходе исследования привлекательности российских городов, мнения жителей городов, высказываемые по данной проблематике в интернет-пространстве, а также профильные научные статьи, Российский союз инженеров пришел к выводу, что существует несколько основных причин, из-за которых города теряют свое население. В основном эти причины связаны с отсутствием обратной связи между городскими властями и населением, высоким уровнем коррупции и отсутствием контроля граждан за властью, неспособностью повлиять на решения властей. Вот эти 7 причин:
1. В ходе назначения или проведения соответствующих выборов высшие представители властных структур вместо того, чтобы разработать и согласовать программу развития города или района, которую они планируют реализовывать после своего вступления в должность, ставят перед собой задачу - в минимальные сроки согласовать свою кандидатуру с руководящими органами региона или страны. В результате на выборы идет кандидат, не имеющий планов по развитию города или территории, поддержанной населением.
2. Отсутствует практика общественных слушаний по проблематике развития городов и повышения их привлекательности для населения. В итоге назначенные или избранные руководители довольно быстро отдаляются от населения, забывают о своих обещаниях и сосредотачиваются на вопросах установления контроля над финансовыми потоками, распределением городских заказов между приближенными компаниями или в некоторых случаях «фирмами-однодневками». Большинство руководителей городов больше заботятся о прибылях подрядчиков городского бюджета, чем о пользе города. Во многих случаях подрядчикам устанавливается формула цены городского заказа - «затраты + 100%», в то время как европейская - «затраты + 15%».
3. Как правило, городской заказ распределяется между небольшим количеством компаний даже после проведения конкурсных процедур. Преимущественно он достается не профессиональным участникам рынка, а вновь созданным компаниям, так называемым «протеже» или «близким» компаниям. В результате профессиональные участники рынка, которые могли бы развиваться за счёт городского заказа, простаивают. Со сменой того или иного городского руководителя фирма «протеже» исчезает с рынка. При этом надо учитывать, что обычно городской заказ является самым крупным заказом на местном рынке, он мог бы развивать экономику города, но на практике этого не происходит. Это возможно только при условии, что городские заказы распределяются на основании открытой конкуренции равномерно между большим количеством профессиональных участников. Такая политика способствует созданию рабочих мест и развитию местного бизнеса.
4. На практике в большинстве регионов отсутствует публичный механизм контроля за годовыми результатами деятельности градоначальников. Отсутствует реально действующий механизм отзыва со своей должности городского или регионального руководителя на основании неудовлетворительных результатов его деятельности. Это приводит к апатии населения. Жители начинают голосовать «ногами» - уезжать.
5. Население было исключено из обсуждения программы развития городов, что повлияло на результаты развития и благоустройство городов - они больше не соответствуют ожиданиям жителей. Поэтому города становится непривлекательным и неинтересными для населения и люди их покидают. Если такая политика проводится более 7 лет, то такой город, скорее всего, выйдет за порог привлекательности и приобретет имидж города, из которого лучше уехать.
6. Ещё одна причина - крайне низкий уровень качества ведения городского хозяйства, проблемы благоустройства и оперативной работы жилищно-коммунальных служб. Многие города - серые, неухоженные, архитектурно непривлекательные и неинтересные для молодежи. Благоустройство и чистота, удобство городской среды для жителей - важнейшие факторы удержания населения в городе и привлечения миграционного притока.
7. Имеющиеся сегодня программы развития городов неизвестны большинству жителей. Разработка программ привлекательности городов, районов и территорий требует значительных усилий и времени, она не может производиться без анкетирования и опроса населения, создания инженерных аспектов развития города как удобной среды обитания. Только программы развития городов, поддержанные населением, востребованы сегодня, как в обществе, так и в ключевых властных структурах страны.
Таким образом, в основном города становятся непривлекательными не из-за отсутствия ресурсов, а из-за низкого качества управления городским хозяйством и отсутствия поддержки населения.

Поделиться: