Как мы уже сообщали, вчера на последнем в уходящем году заседании правительства Мурманской области, прошедшем под председательством губернатора Марины Ковтун, её первый заместитель Алексей Тюкавин отчитался о работе кабинета министров (некоторые детали - на видео).
Губернатору и новым членам правительства области пришлось, что называется «с ходу» включаться в работу, говорил Алексей Михайлович. Шёл процесс корректировки областного бюджета, «на носу» был короткий летний период, когда необходимо было запустить в активную фазу работы на строительных площадках, ремонты дорог, мероприятия по подготовке к будущему отопительному сезону. Новым членам правительства пришлось вникать в ситуацию и разбираться с существующими глобальными проблемами в социально-экономической жизни региона одновременно с принятием множества оперативных решений. В конце концов, они пришли к осознанию необходимости разработки Плана первоочередных мер, направленных на решение наиболее важных проблем социально-экономического развития региона.
Не сразу, но документ был разработан и утверждён. «Он в значительной степени систематизировал работу всех исполнительных органов власти и предоставил губернатору эффективный инструмент контроля деятельности правительства по решению первоочередных социально-экономических проблем региона», - сказал первый вице-губернатор.
Особое внимание новое руководство региона было вынуждено уделить вопросам подготовки к зиме. Процесс шёл очень трудно: если по региональным и муниципальным объектам ситуация была контролируемая, и на нее можно было оперативно влиять, то по объектам, подведомственным Министерству обороны РФ, оставалось только неустанно призывать руководство ответственных организаций и самого министерства к выделению требующихся для подготовки к зиме материальных и финансовых ресурсов.
Значительных нарушений в обеспечении объектов жилищного фонда и социальной сферы электроэнергией, центральным отоплением, горячим и холодным водоснабжением с начала отопительного периода в Мурманской области пока не зафиксировано, сказал первый вице-губернатор. Однако недавний аварийный случай в г. Заозерске, а также неизбежное скорое наступление периодов с очень низкими температурами, требует от Министерства энергетики и ЖКХ и соответствующих структур администраций муниципальных образований пристального контроля и тщательного анализа складывающейся ситуации, постоянной готовности к принятию экстренных мер по ликвидации возможных аварий.
Как известно, более 80% отпускаемой тепловой энергии в регионе вырабатывается котельными, работающими на мазуте. Складывающаяся в рыночных условиях цена на топочный мазут значительно превышает размер топливной составляющей в тарифе на тепловую энергию. Как следствие - сложнейшее финансовое состояние всех без исключения теплоснабжающих организаций региона. Накопленные за период с 2005 по 2012 год убытки теплоснабжающих организаций даже с учетом полученных компенсаций из бюджетов различных уровней составляют более 12 млрд рублей (около 30% доходной части бюджета Мурманской области). В бюджете 2012 года субсидии на компенсацию недополученных теплоэнергетиками доходов составляют 2,5 млрд рублей, при этом общая сумма убытков теплоснабжающих организаций по итогам 2012 года оценивается в сумму около 5 млрд рублей. Таким образом, денежные средства, которые, могли бы быть вложены в инфраструктурное развитие коммунальной системы региона, мы вынуждены направлять на погашение задолженностей предприятий перед поставщиками топлива.
Правительство с самого начала своей деятельности последовательно предпринимает меры, направленные на снижение закупочных цен на мазут. Процедура закупок стала значительно более открытой и прозрачной, из нее исчезли всякого рода так называемые договорные надбавки. Если в отопительном периоде 2011-2012 годов цены на мазут доходили до 15 тысяч рублей за тонну и выше, то в текущем отопительном сезоне нам пока удается сдерживать среднюю закупочную цену в коридоре 12,5-13,5 тысяч рублей за тонну.
Вопрос поставок мазута для нужд области был поднят губернатором перед президентом РФ Владимиром Путиным. Регион просил установить одной из нефтяных компаний балансовое задание на поставку мазута для Мурманской области по фиксированной цене, которая позволила бы установить для теплоснабжающих организаций региона экономически обоснованный тариф, исключающий необходимость компенсации выпадающих доходов.
Президент дал соответствующие поручения. Первые результаты проработки этого вопроса с Министерством энергетики РФ и рядом нефтяных компаний показали, что, гарантированность поставок мазута в требующихся нам объемах может быть обеспечена. Вместе с тем, главной темой обсуждения сегодня является возможность фиксирования цены на мазут на необходимом нам уровне в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры и с учетом сопоставимости эффективности поставок по альтернативным направлениям. Работа над этим вопросом продолжается.
Главным направлением снижения затрат областного бюджета на теплоснабжение Правительством области признано изменение структуры топливного баланса региона (снижения его мазутной составляющей).
На 2013-2015 годы запланированы к реализации инвестиционные проекты, направленные на замещение топочного мазута на иные виды топлива. Это, в первую очередь, проекты по переводу областных котельных на уголь и газ.
Уже началось строительство угольной котельной для теплоснабжения г. Мончегорска, заказчиком которого является ОАО «Кольская теплоснабжающая компания». Эта же компания начала подготовку проектной документации для строительства угольной котельной в п. Никель.
Владимир Путин дал поручение ОАО «Газпром» рассмотреть возможность выделения Мурманской области с 2014 года лимитов на природный газ в объеме 250 млн кубометров в год. Этот объем необходим для реализации пилотного проекта ЗАО «Росдиагностика» по переводу ряда котельных региона на сжиженный природный газ. Через реализацию указанных и подобных им проектов Правительство области рассчитывает снизить убытки теплоснабжающих организаций к 2016 году на 70,7%, а долю отпускаемой тепловой энергии, вырабатываемой котельными, работающими на привозном мазуте, до 32,8%.
Планы по переводу котельных на альтернативные виды топлива не исключают, однако, необходимости серьезно заниматься техническим состоянием теплоэнергетической инфраструктуры, оптимизацией объемов потребляемых ресурсов, снижением затрат на производство и передачу ресурсов у самих ресурсоснабжающих предприятий. Часть таких мероприятий была прописана в упомянутом мною ранее Плане первоочередных мер Правительства, их исполнение находится на контроле. Кроме того, имеется дополнительное поручение Правительства Министерству энергетики и ЖКХ по подготовке до конца текущего года конкретных предложений в отношении наших крупнейших ресурсоснабжающих предприятий (ТЭКОС, МЭС, Мурманскводоканал и др.). Считаю необходимым, чтобы Министерство энергетики и ЖКХ области поставило перед собой задачу в течение первого квартала 2013 года разработать и утвердить специальную Программу снижения затрат и повышения эффективности функционирования энергетического комплекса
региона.
Одна из «больных» тем, серьезно беспокоящих сегодня граждан - это неудовлетворительная работа управляющих организаций. В текущем году с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области жилищного законодательства существенно активизирована работа Государственной жилищной инспекции. Инспекция значительно увеличила количество проверок (более чем в 1,4 раза к уровню 11 месяцев 2011 года), возросла площадь обследованных многоквартирных домов (в 1,8 раза). Впервые, начиная с текущего года, осуществлялись проверки правомерности принятия собственниками помещений многоквартирных домов решений о создании ТСЖ, о выборе управляющей организации. По предварительной оценке выявлено свыше 5 тыс. нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Учитывая широкий общественный резонанс на результаты работы инспекции, и в целях дальнейшей активизации и повышения эффективности ее деятельности Правительством области принято решение о существенном увеличении в 2013 году штатной численности государственных жилищных инспекторов.
В декабре текущего года Мурманской областной думой принят разработанный Правительством области региональный закон «О муниципальном жилищном контроле», значительно расширяющий полномочия органов местного самоуправления в сфере контроля деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. Работа муниципальных жилищных инспекторов на местах, в муниципальных образованиях, позволит быстрее и эффективнее разрешать возникающие у граждан проблемы в сфере ЖКХ.

Поделиться: