Издание «РБК-daily» опубликовало прогноз депутата Госдумы, члена комитета по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой на наступающий год.
«В конце уходящего года принято подводить итоги и делать прогнозы. На мой взгляд, в 2013 году перспективы российской экономической ситуации не слишком радужные. Декларируемые задачи развития страны, как то: структурная перестройка экономики или стимулирование инновационной деятельности, не стали в 2013 году приоритетами бюджетной и налоговой политики.
Дело в том, что намечена реализация нового бюджетного правила, согласно которому рассчитывается базовая цена на нефть за предшествующие пять лет, и на её основе определяются доходы. Подобное правило предписывает составлять бюджет со значительными ошибками. Ошибки в этих расчётах ранее также являлись систематическими и значительными и были направлены на занижение доходов бюджета.
Так, в 2012 году из-за ошибочного прогноза цены на нефть (100 долларов за баррель при ожидаемой оценке 110 долларов за баррель) ошибка по доходам составила свыше 1 трлн 115 млрд руб. Это равно федеральным расходам на образование и здравоохранение, вместе взятым. Фактическая ошибка в оценке доходов в 2013 году также будет значительной. Они занижены примерно на 1 трлн руб. В результате при корректировке бюджета в 2013 году большая часть этих неучтенных средств будет перечислена на пополнение Резервного фонда, а остальные средства будут лихорадочно перераспределены не по принципу бюджетной эффективности, а по принципу молниеносного освоения. Конечно, ведь украсть гораздо легче и быстрее, чем строить, изобретать, учить или лечить.
Правительство планирует цену на нефть на уровне 97 долларов за баррель. Но снижение спроса на углеводороды на мировом рынке маловероятно, поскольку, так же как и в 2012 году, в 2013 году мировая экономика будет демонстрировать положительные темпы роста (3,3-3,5%), несмотря на стагнацию в еврозоне. Поэтому цена на нефть не упадет, а будет несколько выше уровня текущего года, в диапазоне 113-166 долларов за баррель.
Правительственная оценка инфляции, 5,5%, в 2013 году также представляется ошибочной. С учётом закладываемого роста тарифов на газ и электроэнергию в 10-15%, а также стабильного роста мировых цен на сырье и энергоносители невозможно снизить инфляцию до 5,5%. Кроме того, одновременное принятие решений об индексации ставок акцизов на бензин, повышении ставок НДПИ на газ, отмене льготы по налогу на имущество для систем газо- и электроснабжения и железнодорожного транспорта неминуемо приведет к росту тарифов. Наиболее вероятный уровень инфляции в 2013 году - не менее 7%.
Из-за искусственного занижения доходов в бюджете в очередной раз формируется дефицит, под который будут осуществлены вполне реальные займы и раскручена пирамида государственного долга. Так, на 2013 год правительство планирует чистых заимствований на сумму 606,5 млрд рублей при пополнении резервного фонда на 373,4 млрд рублей и приватизации на 427,7 млрд рублей.
Ошибкой является и осуществление второго этапа приватизации при отсутствии для этого фискальной необходимости. Скорее всего, бюджет на 2013 год будет бездефицитным или даже профицитным, поэтому заимствования под 7-8% для того, чтобы потом вложить эти деньги в Резервный фонд под 1%, выглядят абсурдом.
Финансовая ситуация в 2013 году такова, что позволяет обеспечить решение социальных проблем. Однако расходы на здравоохранение сокращаются в абсолютном выражении, а на образование - в относительном. Согласно указу президента России от 7 мая «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» должна быть существенно повышена заработная плата работников социальной сферы, финансируемых за счёт федерального и регионального бюджетов. Однако общее повышение заработка работников госучреждений с 1 октября предполагается лишь на 5,5%. При этом темп роста средней заработной платы в 2013 году прогнозируется на 11%. В настоящее время оклады в системе образования составляют 70,8%, а в здравоохранении - 76,9% от среднего показателя по стране. Для достижения в 2013 году целей, поставленных в указах президента, необходимый объём средств на повышение заработной платы работников, финансируемых за счет федерального бюджета, должен составлять минимум 283 млрд. В бюджете на 2013 год на эти цели выделено 41,5 млрд рублей, то есть порядка 15% от потребности.
Реализация положений федерального закона № 83 не повысит, а снизит эффективность расходования бюджетных средств. Увеличение фонда оплаты труда бюджетного учреждения отнюдь не гарантирует, что дополнительные средства пойдут на оплату труда врача или учителя, а не замдиректора по имиджу или помощника по особым поручениям.
В 2013 году усилится дальнейшая несбалансированность региональных бюджетов. Помощь из федерального бюджета субъектам Федерации сокращается, доходные полномочия не увеличиваются.
В 2013 году не следует ожидать и инвестиционного бума. Налоговое стимулирование инвестиций не осуществлено, а федеральный бюджет не носит инвестиционного характера. Расходы на инвестиции в федеральном бюджете сокращаются на 150 млрд рублей. При этом 40% инвестиций - это вложения в уставные капиталы различных акционерных обществ с непонятной эффективностью расходования.
Основным источником социального недовольства будут обманутые ожидания, связанные с повышением заработной платы бюджетников, сокращение сети бюджетных учреждений, а также рост тарифов и проблемы ЖКХ. Кроме того, вследствие отсутствия структурной перестройки, особенностей ФЗ № 94 и коррупции при контрактировании постепенно будет нарастать проблема нехватки рабочих мест для высококвалифицированной рабочей силы, что усилит недовольство в среде «креативного класса».
В 2013 году не следует ожидать катаклизмов, кризисов и революций, но и никаких особых экономических успехов не будет. Ещё один год бездарного неиспользования благоприятной экономической конъюнктуры.