09:4631.12.12

Плохая новость: банкам дали отсрочку, а пострадавшие клиенты ещё подождут

Плохая новость: банкам дали отсрочку, а пострадавшие клиенты   ещё подождут

30 января должны были вступить в силу нормы закона, по которым банки обязаны возмещать клиентам деньги, украденные с пластиковых карточек. Но банкиры получили отсрочку. Правила вступят в силу только через год.
Под самый занавес 2012-го решение об этом приняла Госдума. Новые сроки зафиксированы в 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Закон уже официально вступил в силу.
Принятие этих поправок, напомним, было одной из главных интриг в сфере финансов в последние месяцы. Правила, по которым кредитные организации обязывались сначала возвращать клиентам уведенные с карточек средства, а уж потом разбираться, куда «уплыли» деньги, прописаны в законе о Национальной платежной системе. Он вступил в силу еще в сентябре 2011 года. Однако для нормы о возмещении средств был установлен переходный период. Он истекал как раз в конце этого года.
И чем ближе подходил срок, тем больше тревог и недовольства высказывали банкиры. В итоге Госдума пошла им на уступки. Проблема в том, что банки оказались технически не готовы к исполнению норм закона, пояснил «РГ» президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Они должны были не только возмещать клиентам средства, но и информировать их обо всех транзакциях по карточкам, уточнил Аксаков. Причем, это нормы взаимоувязаны. Так, по закону обратиться в банк по поводу того, что деньги ушли с карточки без его согласия, клиент обязан отправить в банк не позднее, чем на следующий день после получения от оператора уведомления о совершенной операции. Кредитная организация должна возместить потерю, если не докажет, что владелец карточки виноват в ней сам - он либо не соблюдал правила пользования пластиком, либо участвовал в мошеннической сделке. Сейчас бремя доказательства добропорядочности лежит на клиенте.
Но выяснилось, к примеру, что у банков нет полных баз телефонных номеров карточных клиентов, поясняет Аксаков. Значит, будут трудности с информированием. Для технической подготовки кредитные организации и попросили дополнительное время. Еще одна причина переноса сроков, не скрывает Аксаков, опасения, что новой нормой будут пользоваться мошенники, владеющие пластиком. По словам собеседника «РГ», до 15 процентов всех несанкционированных транзакций осуществляется по сговору с ними либо из-за того, что граждане не соблюдают правила пользования карточками. Но в следующем году должна быть принята новая редакция Гражданского кодекса, в которой ужесточается ответственность за карточные мошенничества, а такие преступления прописываются более четко, говорит Аксаков.
«А надежным клиентам многие банки добровольно идут навстречу и сейчас, - утверждает он. - У моих знакомых были случаи, когда списанные с карточки деньги возвращали буквально в течение недели».
Некоторые эксперты, впрочем, напоминают: времени на подготовку к вступлению в силу норм закона было достаточно. И почему банкиры не занимались приведением в порядок своих баз данных, непонятно. Но Центробанк и Минфин РФ при принятии поправок были настроены жёстко, и больше послаблений кредитным организациям в этом плане не будет, уверяет Аксаков.

Поделиться: