15:1501.01.13

Прекратит ли Россия «арктическую рыбалку»?

Прекратит ли Россия  «арктическую рыбалку»?

Много лет российские полярники использовали арктические льды для создания дрейфующих станций. Но недавно Россия объявила о том, что очередная научная лаборатория «Северный полюс-40» станет последней. Газета «Frankfurter Allgemeine» задается вопросом, чем вызван отказ от 75-летней исследовательской программы
75 лет Советский Союз, а затем и Россия были монополистами и абсолютными лидерами в использовании дрейфующих полярных станций. Ни одна страна мира не имеет подобного гигантского опыта по выживанию людей в арктических льдах. И вот теперь на многолетней научной программе поставлен крест, сообщает немецкое издание «Frankfurter Allgemeine».
С 1937 года на лед в районе Северного полюса было высажено 40 экспедиций. Вместо того, чтобы использовать в качестве научной базы дорогостоящие корабли и ледоколы, русские придумали оригинальный способ, который чем-то напоминает их излюбленную забаву: зимнюю рыбалку, пишет автор статьи Хеннинг Зитц.
Советские полярные станции стали прорывом в изучении Арктики. Правда, судьбу каждой ледовой экспедиции заранее предсказать было нельзя. Так, полярники с «Северного полюса-4» столкнулись с интенсивным таянием своей льдины. Им пришлось буквально вычерпывать воду из палаток и спасать оборудование и припасы.
А «Северный полюс-8» попал в мощное вихревое течение у берегов Канады. Персонал пришлось срочно эвакуировать. Этим, кстати, немедленно воспользовалось ЦРУ: американские агенты с риском для жизни высадились на льдине и тщательно обыскали брошенный советский лагерь. А вот «Северный полюс-22» ждала более благополучная судьба: лед под ней не таял долгие 9 лет, и все это время на станции непрерывно работали сменные экипажи.
«Северный полюс-40» стал последней российской ледовой станцией. Дело в том, что для того чтобы на льдине могли разместиться учёные, контейнеры с оборудованием и припасами, бульдозеры и другая техника, а также приземляться самолеты, её толщина должна составлять не менее трёх метров. Но такого толстого и прочного льда в Арктике уже нет, утверждает автор.
Впрочем, по его словам, это лишь одна из причин, по которой Россия отказывается от дрейфующих полярных станций. Другая состоит в том, что Москва твердо намерена развивать Северный морской путь, арктическую трассу, которая свяжет Европу с Азией. Поэтому все силы брошены на создание с нуля инфраструктуры, которая позволит проводить корабли по пустынным северным водам, на строительство портов, закладку новых ледоколов и создание навигационных систем.
А научной работой вместо отважных полярников займутся автоматические буи, которые должны будут собирать информацию о состоянии Арктики с помощью встроенных приборов, пишет Хеннинг Зитц, сообщает news.mail.ru.

Утверждениям Хеннинга Зитца противоречит сообщение о том, что российские полярники инициируют создание плавучих судов-лабораторий нового поколения для проведения долгосрочных исследований приполюсных районов арктического бассейна.

Как рассказал в начале декабря 2012 года на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге директор Арктического и антарктического НИИ Иван Фролов, эти суда должны будут заменить нынешние дрейфующие станции, которые разворачиваются на льдинах и проводят комплексные исследования по гидрологии, аэрологии и в других сферах. «Более чем 75-летняя история работы станций «СП» может завершиться в ближайшие годы - вместо льда экспедиция будет работать на борту самоходной платформы», - сказал Иван Фролов. Речь идёт о судне, способном идти со скоростью до семи узлов. На борту будут оборудованы исследовательские лаборатории, размещена специальная аппаратура, вертолетная площадка. Будущее судно станет своеобразным аналогом дизель- электрического ледокола «Отто Шмидт», построенного на Адмиралтейском заводе в 1970-х годах, но уже списанного из состава действующего флота.
Необходимость в подобном судне, по словам Фролова, вызвана изменившейся ледовой обстановкой в Арктике, где сокращается площадь тяжелых многолетних льдов, пригодных для размещения станций. Судно обеспечит безопасность персонала даже в случае разлома льдины, подчеркнул учёный.
Говоря о возможном изменении климата в высоких широтах, руководитель института отметил, в ближайшие 10 лет серьёзных подвижек не предвидится, а затем ситуация может измениться, причём, как в сторону потепления, так и в сторону похолодания.

 

 

Поделиться: