11:3615.01.13

Политические реформы в России признали безрезультатными

Политические реформы в России признали безрезультатными

Принятие пакета законов политической реформы в мае 2012 года - упрощение регистрации партий, возвращение прямых выборов губернаторов, отказ от сбора подписей партийными кандидатами - мало повлияло на политическую ситуацию в стране в минувшем году, следует из текста доклада, подготовленного для Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина группой экспертов под руководством Аркадия Любарева, сообщают «Ведомости».
Внешне либерализация партийной регистрации выглядит успешной: за год, прошедший с анонсирования реформы президентом Дмитрием Медведевым, было зарегистрировано порядка 280 оргкомитетов новых партий, из них 46 были зарегистрированы Минюстом, а 23 получили право участвовать в региональных выборах, прошедших в октябре 2012 года Практически все они этим правом воспользовались. Тем не менее показатель реальной конкуренции в виде эффективного числа партий (т.е. имеющих значение в политической системе) оказался ниже последних двух лет. Качественных изменений не произошло: первые четыре места на большинстве выборов по-прежнему заняли четыре парламентские партии, а новые партии почти нигде не получили представительства.
Лучше других новичков выступили левые партии, а также экологические, что, по мнению авторов доклада, может свидетельствовать о запросе общества на такие партии. Эту версию отчасти подтверждает и корреляция результатов КПРФ и партий с похожими названиями - «Коммунисты России», КПСС: она не так велика, чтобы считать их просто спойлерами, отметили эксперты. При этом явка в большей части регионов оказалась ниже или равна показателю предыдущего голосования (в том случае, если оно в 2007 году не было совмещено с выборами в Госдуму): новые партии не привели на участки новых избирателей. Особенно слабо предложение на правом фланге - партия Михаила Прохорова фактически безжизненна.
Возвращение к прямым выборам губернаторов, но с введением муниципального фильтра также было скорее имитацией, чем реальными выборами, констатировал Любарев. По его подсчётам, только КПРФ реально собирала подписи за своих кандидатов среди однопартийцев, за остальных же подписи ставили преимущественно муниципалы-единороссы, а это, по мнению экспертов, означает, что «Единая Россия» сама выбирала спарринг-партнеров для своих кандидатов - преимущественно среди «ручной оппозиции». Ни один регион, выбиравший руководителя в 2012 году, не дал возможности участвовать в выборах самовыдвиженцам, дополнительно ограничив конкуренцию.
Во многом реформа носила имитационный характер, новые законы не затронули ключевые проблемы на пути демократических выборов, констатировал на презентации доклада Любарев. Реформа отражает представления кремлевской администрации о том, как должна выглядеть политическая система. Она компенсировала все уступки, проведя важнейшие компенсаторные новации вроде единого дня голосования в сентябре и формирование избиркомов на пять лет вперед, отметил эксперт в области избирательного права Андрей Бузин.
Возврат выборов губернаторов и одновременное введение фильтра - это уникальный случай одновременно реформ и контрреформ, отмечает политолог Алексей Макаркин. Тем не менее возвращение выборов губернаторов все же можно считать прорывом, они ещё сыграют, полагает исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова.
По мнению Любарева, необходимо продолжать добиваться проведения полномасштабной политреформы, в том числе возвращения партийных блоков и перехода к смешанной системе выборов. Возврат блоков и смешанной системы заметно усложнит политический рисунок, следующие годы будут в политическом плане куда интереснее 2012-го, уверен политолог Игорь Бунин.

Поделиться: