11:5015.01.13

Минфин РФ хочет ограничить оборот наличных в стране, но это противоречит Конституции, эксперты

Минфин РФ хочет ограничить оборот наличных в стране, но это противоречит Конституции, эксперты

Несмотря на резкие возражения Центробанка, Минфин внёс в аппарат правительства обновленный вариант законопроекта, который стимулирует безналичные расчеты, сообщают izvestia.ru.  По сравнению с первоначальными формулировками законопроект был скорректирован с учетом позиций Банка России, а также Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве. Впрочем, далеко не вся критика была принята во внимание. Одна из ключевых новелл законопроекта заключается в том, что наличными средствами с юридическими лицами гражданин сможет расплачиваться в случае, если общая цена товара или договора не превышает 600 тысяч рублей. При этом документ не вводит ограничения для расчетов в наличной форме между гражданами и расчетов граждан с индивидуальными предпринимателями.
В первоначальном варианте законопроект Минфина, изменяющий статью 861 Гражданского кодекса, ограничивал максимальный размер любого наличного платежа со стороны граждан 600 тысяч рублей (во всех остальных случаях предполагался безналичный расчёт). Согласно итоговой редакции документа (есть в распоряжении «Известий»), под действие поправок попадают лишь расчеты граждан с юрлицами, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того, изначально 600 тысяч  рублей не должна была превышать «сумма расчётов», сейчас речь идет о цене договора или товаров (работ, услуг).
В пояснительной записке к итоговому варианту законопроекта Минфина отмечается, что США, Франция, Бельгия, Италия, Греция и Мексика в целях оптимизации платежного оборота вводят ограничение на оплату наличными платежей, превышающих установленные лимиты, что сокращает использование наличных при совершении крупных покупок - например, автомобиля. Размер ограничений колеблется от 10 тысяч долларов до 100 тысяч долларов. Норвегия, Нидерланды, Австрия движутся к полному отказу от наличных, а Германия, Испания, Швеция и Литва рассматривают возможность введения запрета на оплату покупок наличными средствами, указывают авторы проекта.
Ключевые возражения поступили от Центробанка. Прежде всего, по мнению Банка России, ограничение размера расчетов наличными не соотносится с Конституцией, которой гарантируется свободное перемещение в стране товаров, услуг и финансовых средств. В основном законе страны говорится о недопустимости установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. При разработке итоговой редакции законопроекта Минфин частично учёл это «пожелание» регулятора: если раньше лимит в 600 тысяч рублей устанавливался при всех расчётах граждан в наличной форме, то в итоговом варианте речь идёт о расчётах граждан с юрлицами, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Ведомством Антона Силуанова был принят к сведению ещё один аргумент ЦБ, который сводился к тому, что «вводя 600-тысячный лимит, законопроект не учитывает возможность его обхода путём дробления суммы покупки на платежи, не превышающего установленного порогового значения». В соответствии с первоначальным вариантом документа у граждан такая возможность была. При нынешней редакции сделать дробление сложнее. Наличными средствами можно будет расплачиваться в случае, если цена договора не превышает 600 тысяч рублей. То есть, скажем, квартиру стоимостью 3 млн рублей или автомобиль за 1 млн рублей можно будет приобрести только в безналичной форме.
При этом Минфин проигнорировал ряд возражений Банка России. Так, ЦБ указывает, что введение обязанности осуществления расчетов в безналичном порядке (свыше установленной суммы) влечёт за собой в определённой степени принуждение физических лиц к заключению с кредитной организацией договора банковского счёта, что противоречит запрету понуждения к заключению договора (ст. 421 ГК РФ). Также регулятор отмечает, что степень обеспечения банковскими услугами в стране неравномерна, что может существенно затруднить приобретение дорогостоящих товаров для жителей определённых территорий.
Кроме того, законопроект не регулирует продажу товаров на розничных рынках и при купле-продаже ценных бумаг и недвижимости, подчеркивал ЦБ, а именно это и есть место концентрации наличных расчетов.
В Институте законодательства и сравнительного правоведения сочли нужным указать, что вместо изучения опыта стран, ушедших далеко вперед в борьбе с наличным оборотом, надо бы смотреть на опыт стран, условия которых значительно ближе. А в Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Азербайджане никаких ограничений, подобных вводимым законопроектом, нет.
Таким образом, гражданское законодательство стран СНГ исходит из того, что расчёты с участием физлиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, не имеют ограничения по сумме, резюмируют в Институте законодательства. Кроме того, стоит учитывать, что Россия, Беларусь и Казахстан входят в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, учредительные документы которых предусматривают создание свободного рынка перемещения товаров, услуг, капиталов. И ограничение сумм расчетов, не связанных с предпринимательской деятельностью граждан, хотя бы в одном государстве может внести дисбаланс в правовую регламентацию экономических отношений.
По мнению опрошенных «Известиями» юристов, итоговый законопроект ведомства Антона Силуанова по стимулированию безналичных расчётов противоречит как международному, так и действующему российскому законодательству.
- ЦБ справедливо отметил, что наложение ограничений является нарушением установленных в России и СНГ условий для свободного перемещения денежных средств, не используемых в предпринимательской деятельности, а также фактически прямым принуждением к заключению договоров с банками для лиц, которые хотят осуществлять платежи свыше 600 тысяч рублей, - говорит управляющий партнер московского офиса AstapovLawyers Денис Быков. - Всё это в совокупности позволяет предположить, что подобного рода ограничения не будут приняты.
Законопроект Минфина противоречит как интересам граждан, так и действующему законодательству, но прежде всего он не согласуется с Конституцией, поддерживает коллегу управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес проектам» Кира Гин-Барисявичене.
- На данном этапе законопроект сырой, - считает начальник управления платежных технологий банка «Стройкредит» Валерий Рыжков. - Несмотря на то что в целом банкам этот законопроект во многом выгоден, к стимулированию развития цивилизованного финансового рынка нужно подходить взвешенно и комплексно. Интересам граждан противоречит всё что так или иначе ограничивает свободу их действий. Возникает парадоксальная ситуация, когда, к примеру, человек одну и ту же модель автомобиля в простой комплектации сможет купить за наличные, а более «заряженное» авто придётся приобретать безналичным путем. Кроме того, в данном случае граждан в принципе принуждают при определённых условиях открывать счета в банках и переводить через них деньги. А ведь далеко не все суммы будут подпадать под гарантии в рамках системы страхования вкладов...

Поделиться: