11:5921.01.13

Рыба ушла, но обещала вернуться

Рыба ушла, но обещала вернуться

Судя по статистике, наши рыбаки вышли на уровень добычи более 4 млн тонн в год. В 2002 году  этот показатель достигал лишь 3,3 млн тонн. За 10 лет - неплохой результат, если бы ни один нюанс: рост добычи сначала замедлился, а с 2011 года и вовсе остановился. Заоблачными остаются показатели бывшего СССР, который в свое время добывал почти 11,5 млн тонн, а в пределах нынешних границ России - 6,5-7,3 млн тонн. У страны по-прежнему выход в три океана, 17 морей, а улов вдвое меньше. С чем же это связано?
Как считает Иван Осипов, эксперт Института региональных проблем, можно, конечно, сослаться на катастрофически стареющий рыболовецкий флот, на плачевное состояние научного флота, поставляющего информацию о миграции рыбы, на плохую экологию. Ну как тут не вспомнить персонаж Аркадия Райкина, который утверждал, что «рыба в Оке была». При этом нужно учесть, что рыба на внутреннем рынке всё время дорожает: по данным Росстата, с 2009 по 2012  год  стоимость живой рыбы в магазинах подскочила с 75 до 115 рублей  за килограмм, маринованной рыбы - со 146 до 243 рублей, а рыбных консервов - почти вдвое. Любопытно, что это противоречит мировой тенденции - за 10 месяцев 2012 года. средняя стоимость морепродуктов снизилась на 7%.
Многие считают, что беда в том, что большая часть российских уловов уходит за рубеж. Это действительно так. Но это - далеко не вся правда. Разгрузиться в российском порту, в отличие от японского (норвежского, китайского, корейского и т.д.) - пока больше проблем, чем возможностей. Для сравнения - чтобы сдать груз в норвежском порту нужно всего 3-4 часа, в российском - тоже 3-4, но только уже дня. Сначала «бой» с пограничниками (без их разрешения нельзя возвращаться в родные воды), таможенниками (дискуссии вокруг стоимости улова) и десятком других проверяющих, контролирующих и прочих паразитирующих организаций.
Дальше - больше. Прорвавшись на берег, рыба попадает в устаревшие холодильники, на старые перерабатывающие предприятия. Доставлять же рыбу из приморских районов Дальнего Востока, Русского Поморья, да даже с Балтики по железной дороге очень дорого, тарифы растут год от года и, как подметили рыбаки, очередное уже намеченное повышение совпадает с путиной, когда склады переполняются и вывозить рыбу надо любой ценой. Везде спрос определяет предложение, в России - наоборот: припортовая железнодорожная инфраструктура, не позволяющая грузить и вывозить рыбу нормальными темпами, создает «узкое горлышко» - не транспортники борются за рыбоперевозку, а рыбопроизводители стараются любым путем и за любую цену вывезти рыбу на «материк». Отсюда низкое качество и высокая цена транспортировки.
Можно ли исправить положение? Наверное, да. Главное здесь руководствоваться принципом - не навреди. Что будет, если, например, применить рецепт, усиленно рекомендуемый некоторыми высокопоставленными чиновниками: запретить экспорт и направлять всю рыбу внутрь страны. Рыбы на складах много, транспорт не справляется с перевозкой рыбы, устаревшие заводы не в силах её переработать, а существующие тарифы делают невыгодным производство в целом. Очевидно, что необходимы комплексные законодательные решения, завязывающие производство, транспортировку, переработку и дистрибуцию с одной стороны, и ценообразование, тарифы и льготы - с другой, в единую систему «рыбных координат». Планируемое в Госдуме очередное рассмотрение закона о рыболовстве, на которое очень надеются рыбаки, пройдёт в марте.
Кроме того, в отрасль требуется приток инвестиций, приход мощных компаний, способных и лов вести, и производить переработку на современном уровне, и обеспечить решение логистических проблем. Государство уже идёт по этому пути, хотя порой это движение напоминает «шаг вперед, два шага назад». Объявленная, но пока так и не доведенная до логического решения приватизация одного из крупнейших рыбодобывающих активов - Архангельского тралового флота (АТФ) - один из таких примеров.
Другое дело, что в поиске эффективных экономических решений важно не забывать и про региональный и социальный аспекты. В случае с тем же АТФ принято решение о самом непосредственном привлечении Архангельской области к решению вопроса о приватизации, что должно позволить решать в одной связке вопросы развития отрасли и региона. Этот механизм важно сделать универсальным и для других приморских областей.

 

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

16:17В центре Мурманска торжественно откроют зарядную станцию для электрокаров

15:42В Мурманске задержали девушку с героином

14:28Мурманские библиотекари отправят детей в виртуальное лесное путешествие

13:50У пьяной матери в Апатитах на улице отобрали ребёнка

12:33В Мурманске на Книповича потушили квартиру

11:43В художественном музее мурманчан научат делать браслеты из шерсти

10:33На Кольском полуострове потеплеет до +14°

16:43В День молодёжи для мурманчан выступит финская группа The Youths

15:33Житель Мурманска угрожал зарезать свою подругу

14:47«Алые паруса-2017»: яркий выпускной в СПб посетили 2 млн человек

13:21В Ковдоре 12 пожарных потушили склады

12:47В Никеле вместо рекламы появились детские плакаты

11:35В центре Мурманска ограничат движение из-за ремонта дорог

10:17Синоптики обещают в Заполярье от +5° и дождь

09:35Мурманская научная библиотека приглашает на «День изобретений»

20:20В Мурманске строят крупнейший стадион площадью 12 тысяч «квадратов»

19:04Водитель Land Rover ездил в Мурманске с поддельными правами

18:30В Мурманском театре кукол прозвучит «Чистая лирика»

17:18В Мурманске пенсионер отдал мошенникам деньги, чтобы «спасти» сына

16:49В выходные на Кольском полуострове потеплеет до +14°

16:20Владимир Путин поручил сделать в Апатитах доступную медпомощь

15:51Катер Северного флота назвали в честь исследователя арктических морей

15:33В Оленегорске друзья сожгли «ВАЗ» и сняли это на видео

15:15Полиция: Погибшего в Мурманске мужчину не сбивал автомобиль

Все новости