11:4222.01.13

Минэнерго РФ предлагает ввести эталоны для расчётов тарифов на тепло и сбытовых надбавок, а также изменить регулирование в сетях

Минэнерго РФ предлагает ввести эталоны для расчётов тарифов на тепло и сбытовых надбавок, а также изменить регулирование в сетях

В конце 2011 года «необоснованные» дополнительные доходы сбытовых компаний, в 3-4 раза превышавшие их сбытовую надбавку, возмутили тогдашнего премьера Владимира Путина, и собственная валовая выручка сбытов была срезана. Позже правительство поняло, что перестаралось: в некоторых регионах надтарифные доходы составляли до 80% выручки, лишившись которой компании оказались на грани банкротства.
Минэнерго хочет решить проблему системно, урегулировав не только вопрос финансовых показателей, но и качество услуг, рассказал «Ведомостям» замминистра Михаил Курбатов. Для этого было придумано понятие «эталонный сбыт» - набор параметров «идеальной» компании, к которым надо стремиться: собираемость платежей, скорость обработки данных и стоимость оказания услуг. Расходы на содержание сбытовых компаний могут отличаться только в зависимости от типа потребителей (население или промышленность - крупная или мелкая), местности (город или село) и коэффициента плотности, пояснил он. Прибавьте зарплату, умноженную на северный коэффициент, и получится уровень «эталонных» расходов, за предел которых ни один сбыт не должен будет выходить, говорит замминистра.
Сейчас, по словам Курбатова, сбытовые компании в трети российских регионов получают доходы на 40% и более выше среднего значения по стране, а ещё в трети - на 40 и более процентов меньше этого значения. Так, самая низкая сбытовая надбавка - в Дагестане: 2 коп./кВтч, а самая высокая - в Ростове: 24 коп./кВтч. «Это означает, что где-то потребитель переплачивает, а где-то, наоборот, есть существенный риск банкротства сбытов», - отметил он. Коридор должен сократиться как минимум до 20%, уверен Курбатов. Он надеется, что методика будет принята в первом полугодии 2013 года и со второго полугодия может начать действовать.
Такая разница в надбавках существует из-за того, что компании, разные по размеру и структуре потребителей, изначально не дифференцировались, объяснила предправления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая. По ее мнению, формула «эталонного» сбыта будет полезной только при тщательном анализе информации о затратах сбытовых организаций. Резерв на случай сокращения доходов у большинства сбытов есть, уверен главный эксперт фонда «Форсайт» Андрей Абрамов. По его словам, эффективность сбытовой компании зависит от системы биллинга, но раньше из-за сверхдоходов компании не торопились использовать современные системы расчетов.
По словам Невмержицкой, доля сбытовой надбавки в конечной цене электроэнергии для потребителя - не более 5%. Однако председатель наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии» Александр Старченко говорит, что эта доля может достигать 10%, а значит, изменение сбытовой надбавки в некоторых регионах может ощутимо отразиться на цене энергии.
Альтернатива системе
Похожий эталон правительство хочет внедрить и в тепловом бизнесе. Это будет тариф для условной новой котельной, «альтернативной» существующему централизованному теплоснабжению, рассказал Курбатов.
Тариф «альтернативной котельной» рассчитывается из средней стоимости ее строительства и цены на топливо в каждом регионе, пояснил директор НП «Совет производителей энергии» Игорь Миронов. По его словам, рассматриваются два варианта применения метода: как потолок роста тарифов или как целевой уровень тарифов на долгосрочный период регулирования для населения и мелких потребителей. Второй вариант позволит решить проблемы недостаточных инвестиций в модернизацию, сказал он.
Только чтобы поддерживать текущее состояние, нужно перекладывать 4% теплосетей в год, говорит Курбатов. Но в среднем по стране перекладывается только 2%, а, например, в Санкт-Петербурге - лишь 1%. Чтобы это плавно исправлять, процент перекладки надо повысить до 6%, а у бизнеса на это не хватит денег, значит, придется повышать тарифы, пояснил Курбатов: «Мы стоим перед выбором, платить больше или сидеть без тепла зимой».
Точного расчета роста тарифа пока нет, но накопленное недоинвестирование в теплоснабжении - около 2 трлн рублей, сказал Миронов. По мнению аналитика «Уралсиб кэпитал» Матвея Тайца, если повышение тарифа будет сглажено и растянуто на длинный период, потребители это сильно не почувствуют, к тому же стоимость тепла будет снижаться за счет эффективности новых мощностей. По расчетам Абрамова, полная стоимость 1 Гкал для новой блочной котельной, включая возврат инвестиций, - 1000 руб., при этом сейчас есть неэффективные котельные, получающие по 1500 рублей за 1Гкал, и эффективные ТЭЦ с низким тарифом (около 600 руб./Гкал). Если уравнять перекос, конечный тариф может вырасти на 20%, считает Абрамов.
Слияние сетей
Изменение регулирования ждёт и сетевой комплекс страны, который до 31 марта будет объединен в холдинг «Российские сети». Перед ним стоят четыре задачи: введение бенчмаркинга, повышение операционной эффективности, решение проблемы перекрестного субсидирования (в большинстве регионов - в 2013-2014 гг., в оставшихся - до 2017 года) и развитие системы RAB - т.е. долгосрочного регулирования для привлечения в сектор длинных денег, рассказал Курбатов.
RAB в России пытаются ввести с 2006 года, но в первоначальных параметрах было допущено несколько ошибок, признает чиновник: это привело, например, к строительству «золотых подстанций в чистом поле», так как для инвесторов была определена единая доходность вне зависимости от эффективности объекта. Поэтому в 2011 году запущена «перезагрузка» регулирования.
По словам Курбатова, сейчас разрабатывается механизм прямой зависимости доходов инвестора от стоимости строительства новых сетей и загрузки подстанций. «К примеру, если стоимость линий электропередачи - 100 рублей, а ты построил за 120 рублей, то 20 рублей - это потеря, а если за 80 рублей - доход», - привел он пример. Дисконты будут ждать и владельцев подстанций, загрузка которых не превышает 20%, пообещал Курбатов.
Чтобы мотивировать отстающих, будет проводиться бенчмаркинг - сравнение МРСК между собой, говорит Курбатов: «На неконкурентном рынке должна быть хотя бы квазиконкуренция». Задача повышения операционной эффективности будет стоять и перед ФСК, владеющей магистральными сетями, но сравнивать ее с МРСК не будут, за исключением строительства однотипных объектов, сказал Курбатов.
«Российские сети» собираются сделать квазирегулятором сектора, но эффективный регулятор в неконкурентной среде может быть только внешним, говорит Абрамов. Так, «Форсайт» посчитал, что затраты на содержание сетей в МРСК составляют 23 рубля на условную единицу, а у независимых «Иркутскэнерго» и «Татэнерго» - 8 и 9 рублей. Это доказательство того, что нужно двигаться в сторону приватизации, говорит Абрамов. По словам Курбатова, в 2013 году будет приватизирована одна, максимум две МРСК, сообщает www.vedomosti.ru.

Поделиться: