11:0423.01.13

Торгашей вынудили заняться сбытом электроэнергии

Торгашей вынудили заняться сбытом электроэнергии

Крупнейший по числу точек российский ритейлер «Магнит» решил экономить на электроэнергии. Как стало известно «РБК daily», компания создала собственную энергосбытовую компанию «МагнитЭнерго» и сейчас регистрирует бренд в Роспатенте. «Дочка» будет обслуживать 6 тысяч магазинов сети и позволит ей ежегодно экономить 200-240 млн рублей на фоне роста коммунальных платежей. Случай «Магнита» - прецедент в отрасли, однако впоследствии конкуренты могут последовать его примеру.
В октябре 2012 года компания «Тандер», управляющая сетью «Магнит», подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «МагнитЭнерго» по шести классам. В ЕГРЮЛ компания зарегистрирована с февраля прошлого года. У нее уже есть собственный сайт, на котором указано, что «МагнитЭнерго» - это корпоративная энергосбытовая компания ГК «Магнит». Объектами энергоснабжения компании является 5600 магазинов и 100 гипермаркетов. Кроме того, в середине прошлого года компания стала членом НП «Совет рынка», созданного для обеспечения функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии.
В «Тандере» создание энергосбытовой «дочки» для обслуживания сети магазинов не комментируют. Также не удалось получить комментарий в «Магнит­Энерго» - гендиректор компании Игорь Быков был недоступен для общения. Участники рынка, опрошенные РБК daily, не слышали о подобных планах «Магнита», однако почти каждый из них отметил, что тема экономии на затратах на энергию крайне актуальна для всей отрасли.
Желание «Магнита» экономить на электроэнергии объяснить нетрудно: это одни из крупнейших расходов ритейлеров. Согласно отчетности по МСФО, расходы «Магнита» на аренду и коммунальные платежи в первом полугодии 2012 года выросли на 29%, до 244,5 млн долларов. Его ближайший конкурент «X5 Retail Group» указывает в своих документах, что только за третий квартал 2012 года коммунальные расходы в процентах от чистой выручки увеличились на 10 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2%, из-за роста тарифов. Для снижения издержек «Х5» установила приборы по измерению потребления воды и электроэнергии.
По словам исполнительного директора Союза независимых сетей России Сергея Кузнецова, сравниться с затратами на энергию могут только затраты на аренду и фонд оплаты труда. В зависимости от ряда факторов оплата электроэнергии может отнимать 2-2,5% от товарооборота. «Для сравнения: доля такой традиционной статьи расходов, как различные потери, крайне редко превышает 1%. В общих затратах на коммунальные услуги вклад электроэнергии больше 80%», - объясняет эксперт. Как правило, оптимизируются такие расходы за счет технических решений. Можно, к примеру, сократить число холодильных витрин в дискаунтерах.
Однако «Магнит» решил экономить по-крупному. Создавая собственную энергосбытовую компанию, основатель сети Сергей Галицкий избавляется от посреднического звена в цепи доставки электроэнергии. По данным ведущего эксперта центра экономического прогнозирования Газпромбанка Натальи Пороховой, сейчас сбытовая наценка составляет 4-5% в цене электроэнергии. Средняя оптовая цена в европейской части России - 1,7 рубля за кВт плюс 2,3 рубля - затраты на передачу. В итоге 1 кВт обходится промышленному потребителю в 4 рубля.
Один из участников рынка рассказал «РБК daily», что годовое потребление одного супермаркета в среднем составляет 200 тысяч кВт. С учётом стоимости электро­энергии на один магазин ежегодно «Магнит» предположительно тратит 800 тысяч рублей. По данным самой компании, на конец 2012 года сеть со штаб-квартирой в Краснодаре насчитывала 6046 магазинов. Покупая энергию у участников энергосбытового рынка, ритейлер мог потратить в прошлом году 4,8 млрд рублей. Соб­ственная компания позволит ему сэкономить 200-240 млн рублей в год.
Заход «Магнита» в энергетику - беспрецедентное событие для ритейла, ранее этот рынок осваивали в основном металлургические компании. Тенденция говорит о том, что затраты на электроэнергию в системе издержек настолько высоки, что даже такие неэнергоёмкие предприятия, как «Магнит», самостоятельно готовы выйти на оптовый рынок электроэнергии. «Это хорошо с точки зрения конкуренции и может в будущем повлиять на стоимость киловатт-часа», - считает Наталья Порохова.
С ней соглашается зампред правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Елена Фатеева. С 2013 года на розничном рынке электроэнергии меняется ситуация, поясняет она: сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков теперь дифференцирована по группам потребителей, то есть приближена к размеру реальных расходов ГП на обслуживание той или иной группы. «Если в этой ситуации потребитель, оценив затраты, принял решение выходить на оптовый рынок напрямую, значит, модель работает и конкуренция на рознице растёт», - считает г-жа Фатеева.
Впрочем, «свободное плавание» имеет свои подводные камни. Так, например, потребитель, выходящий на оптовый рынок, должен построить систему учета АСКУЭ (автоматизированная система контроля и учёта энергоресурсов), а также вносить членские взносы в НП «Совет рынка» - за год их размер вырос с 46 тысяч до 364 тысяч рублей в квартал.
Какие бы членские взносы ни пришлось платить, создание собственных энергосбытовых компаний для больших сетей - жизненно-необходимый шаг в будущем, считает управляющий партнер компании «Management Development Group» Дмитрий Потапенко. «Россия вообще страна прецедентов: ритейлеры давно вынуждены создавать логистику, кадровые агентства и многое другое, потому что никакой инфраструктуры для ведения бизнеса в стране нет», - поясняет он.

Поделиться: