16:4123.01.13

Дан старт «Правовой декларации российского бизнеса»

Дан старт «Правовой декларации российского бизнеса»

«Новая газета» с помощью одного из ведущих российских юристов Сергея Пепеляева начала публиковать  серию статей, посвященных самым актуальным - с правовой точки зрения - проблемам предпринимательства. Автор назвал этот набор проблем и способов их решения «Правовой декларацией российского бизнеса». Цикл начинается статьёй о необходимости соблюдения статьи 53 Конституции РФ:
«Любой политик в череде своих заявлений и обещаний непременно упоминает о необходимости создать благоприятные правовые условия для развития отечественного бизнеса. Далее обычно следует перечисление ряда стандартных мер: ускорить регистрацию компаний, упростить отчётность, навести порядок в деятельности контролирующих органов... Предложения равно бесспорные и малополезные.
Для серьёзного бизнеса особого значения не имеет, будет ли новая компания зарегистрирована в течение 5 или 15 дней. Спринтерские сроки приводят лишь к массовому созданию фирм-однодневок.
«Упрощение отчётности» и «наведение порядка» ввиду абсолютной неконкретности на деле оборачивается косметическими мерами или разрастанием контролирующих структур. Свежий пример - предложение создать единый орган, надзирающий за оборотом лекарств, медицинских услуг и пищевых продуктов.
Существует несколько предложений, способных кардинальным образом повлиять на весь предпринимательский климат, включая отношения бизнеса и власти, бизнеса и населения, отечественного и зарубежного бизнеса. Это тот небольшой список глобальных, но весьма четких и конкретных предложений, которые могут сформировать Правовую декларацию российского бизнеса. Это мог бы быть тот программный документ, с помощью которого бизнес заявил бы политикам: «Вот наши чаяния. Если вы разделяете их и готовы способствовать их продвижению, вы получите нашу поддержку».
На первое место в этом перечне стоит поставить задачу реализации положений статьи 53 Конституции РФ о возмещении гражданам и предпринимателям убытков, причинённых решениями и действиями государственных органов и их должностных лиц.
Насущная задача повышения качества государственного управления, включая улучшение работы государственных служащих, снижения уровня коррупции, не может быть решена эффективно лишь внутриаппаратными преобразованиями (изменением структуры и функций государственных органов, перемещением кадров). Реальный интерес в улучшении работы аппарата государственных органов есть у потребителей их «услуг» - граждан, предпринимателей, компаний.
Реальные действия лиц, заинтересованных в преобразованиях, в защите их нарушенных прав, необходимо стимулировать - с тем, чтобы помогать им добиваться необходимых результатов правовыми средствами, а не коррупционными и тому подобными способами.
За последние два года в этом направлении произошли серьёзные подвижки, но не на уровне законодательства, а на уровне практики Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ.
Появилось решение, когда ВАС заставил налоговую инспекцию, неправомерно доначислившую предприятию налоги и штрафы, возместить ему суммы, уплаченные юридической фирме за помощь в суде. Что составило без малого 2 млн 900 тысяч рублей.
Другим решением были взысканы убытки, причинённые компании судебными приставами, нерадиво исполнявшими решение суда о взыскании долга.
Лозунг «Дайте нам справедливый суд, а всего остального мы добьёмся сами!» показал свою работоспособность и в России. Например, после ряда взысканий налоговая служба существенно изменила свою работу и стала более цивилизованной структурой.
Но все же требовать возмещения ущерба, причинённого государством, пока отваживаются немногие. Главная причина - сложность процесса доказывания размеров убытков, непредсказуемость результата, боязнь «возмездия».
До тех пор, пока бизнес не станет более активно защищать свои права и интересы, пока он будет терпеливо сносить хамское и откровенно преступное поведение чиновников, бизнес-климат в стране не изменится, какие бы реформы ни проводило само государство.
Но и в этом бизнесу нужна помощь, прежде всего на законодательном уровне.
Одним из самых слабых мест российской правовой системы является отсутствие сколько-нибудь эффективного механизма возмещения вреда, причинённого бизнесу неправомерными действиями государства, без которого чиновники вряд ли будут понимать цену своих решений для экономики.
Нормы действующего Гражданского кодекса РФ дают лишь самое общее представление о вреде, его компонентах и способах оценки. Отсутствует процессуальный алгоритм рассмотрения дел о возмещении вреда. Нет законодательного определения вины субъекта власти в причинении вреда.
Ввиду крайней сложности доказывания размеров вреда необходимо предусмотреть в качестве альтернативы выплату лицу, пострадавшему от действий власти, компенсации за причинённый вред в заранее определенных законом размерах.
Такой правовой механизм обеспечит неотвратимость ответственности нарушителя и сделает для потепления предпринимательского климата в сто раз больше, чем любые иные меры».

Поделиться: