Из последней версии трёхлетнего правительственного прогноза на сайте Минэкономразвития РФ (МЭР) исчезли ориентиры роста тарифов на 2014-2015 годы. Сотрудники министерства сообщили «НГ», что в этом нет ничего страшного, и тарифы монополий будут расти в соответствии с ранее утверждённым планом. Однако независимые эксперты увидели в исчезновении данных тревожный симптом. Скорее всего лоббисты монополий готовят новые тарифные запросы к правительству, считают экономисты.
На 2013 год правительство запланировало очередной рост регулируемых инфраструктурных тарифов для населения. В июле произойдет плановая индексация тарифов на электроэнергию для населения - на 12-15%. В среднем за год электроэнергия, по данным МЭР, подорожает примерно на 9-11% по сравнению с 2012 годом. Индексация тарифов на тепловую энергию, намеченная на июль, составит 10%. В среднем за год тепло подорожает примерно на 12%. Газ для населения станет дороже на 15%. Выше предельных уровней индексации коммунальные тарифы подскакивать не должны.
Между тем перспективы следующих двух лет уже не столь однозначны. МЭР публикует несколько раз в год ключевые для экономики РФ и для бюджетного планирования документы. Среди них - прогноз социально-экономического развития РФ на ближайшие три года, в котором прописываются макроэкономические показатели и уровни роста тарифов. Эти прогнозы могут затем уточняться. Так, в декабре 2012 года ведомство Андрея Белоусова обнародовало уточненный «Прогноз социально-экономического развития РФ на 2013-2015 годы». И, несмотря на то, что в названии официального документа говорится о трёхлетнем периоде, на самом деле многие правительственные ориентировки в нём таинственно обрываются на 2013 годе. Касаётся это и тарифов.
Декабрьский документ уточняет сентябрьскую - первоначальную - версию прогноза. И в сентябрьском «Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов» все показатели на ближайшую трехлетку указаны, в том числе тарифы. Так, ориентиры по индексации тарифов на электроэнергию, тепло и газ на 2013 год в обеих версиях документа совпадают. В 2014 году в сентябрьской версии правительственные специалисты прописали рост тарифов на электроэнергию для населения в среднем за год на 12-15% и для 2014, и для 2015 годов. Тепло и в 2014, и в 2015 годах подорожает примерно на 11%. Газ для населения - на 15% за каждый год.
Власти РФ придерживаются политики трёхлетнего бюджетного планирования. И в основе главного финансового документа страны лежат именно прогнозы МЭР, именно от них зависит, какой будут доходная и расходная части бюджета. Поэтому исчезновение из уточненного документа, который официально называется прогнозом до 2015 года, двух лет из трехлетки, породило у экспертов массу подозрений. Не исключают они и очередного пересмотра тарифной политики.
Директор департамента компании ФБК Игорь Николаев предположил, что исчезновение показателей за 2014-2015 годы может объясняться желанием властей дать себе больше пространства для дальнейших маневров в тарифном регулировании. «Никто не хотел бы, чтобы были какие-то препятствия - даже в виде прогноза на 2014-2015 годы - по установлению более высоких тарифов. Уже сейчас ясно, что можно рисовать какие угодно прогнозные показатели по росту потребительской инфляции - например, на 2013 год в виде 5-6%. Но есть ведь понимание того, что эти прогнозы вряд ли будут выдержаны. Значит, возникают сомнения и в исполнимости прогнозов по росту тарифов», - отмечает эксперт.
Не исключены, по его словам, лоббистские усилия со стороны поставщиков электроэнергии, тепловой энергии и иных коммунальных услуг. «Моя версия - власти просто хотят постелить себе соломку, для того чтобы нарисовать более высокие предельные уровни индексации тарифов в 2014-2015 годах», - говорит Николаев. Ожидать же изменения первоначальных прогнозов в сторону понижения, по его мнению, не стоит: «Это было бы чудом, если бы в правительстве отказывались от первоначальных планов в сторону снижения. У нас или сохраняются планы, что тоже в общем-то бывает не часто, или пересматриваются в сторону увеличения».
Николаев предполагает, что уровень роста тарифов на 2014-2015 годы может быть повышен по сравнению с первоначальным вариантом на 2-5 процентных пункта. «А как обосновать это - придумают. Можно будет объяснить это введением социальных норм потребления коммунальных услуг с 2014 года. Но далеко не только этим. Выяснится, что надо выполнять инвестпрограммы, а денег не хватает, сошлются на ветхие фонды», - перечисляет эксперт.
Главный аналитик компании «Солид» Ибрагим Боташев полагает, что удаление ряда показателей из уточнённого прогноза может быть связано с высокой волатильностью и неопределённостью на рынке. Директор по управлению активами компании «Трейд-Портал» Николай Солабуто не исключает, что маневр правительства мог быть связан с общественной реакцией на такие перспективы. Чиновники могли во избежание обострения ситуации убрать из документа неприятные цифры, но не отказаться при этом от своих планов повышения тарифов.
Между тем в Сводном департаменте макроэкономического прогнозирования МЭР вчера попытались развеять сомнения экспертов и сообщили, что ничего подозрительного в том, что уточненная версия прогноза не содержит данных по нескольким годам, нет. Ведь основная версия - именно сентябрьская, ее утверждало правительство. В департаменте уверили, что прогнозные показатели на 2014-2015 годы остаются в силе, а уточнения касались исключительно данных по 2012-2013 годам. Правда, заметим, цифры по 2013 году в обеих версиях одни и те же, а уточнения некоторых показателей за 2012 год выглядят несколько странно в прогнозе на 2013-2015 годы.
Директор Сводного департамента макроэкономического прогнозирования МЭР Олег Засов добавил «НГ» следующее: «Декабрьский прогноз имеет справочный характер, он не принимается правительством и не имеет никакой юридической и нормативной силы. У нас две основные версии прогнозов - это сентябрьская версия, которую принимает правительство, и сценарные условия, которые публикуются обычно в апреле-мае. Именно сентябрьский прогноз имеет нормативную силу, и его одобряет правительство. Декабрьская версия - это наши уточненные оценки, она имеет промежуточное значение, поэтому мы не рассматривали там 2014-2015 годы».
Однако отметим, что промежуточное значение декабрьской версии не помешало специалистам ведомства все же пересмотреть ряд показателей на 2014-2015 годы. Это касается прогнозов по объёмам добычи, переработки и экспорта нефти, которые были пересмотрены в сторону увеличения.
24.01.13