08:4428.01.13

Минрегион РФ решил присоединить к Арктике часть Карелии и Воркуту

Минрегион РФ решил присоединить к Арктике часть Карелии и Воркуту

Это следует из проекта закона «Об арктической зоне РФ», опубликованного для экспертного обсуждения. Документ должен установить для Арктики отдельное госрегулирование экономики, которое поможет её освоению и одновременно сохранит экологию. Пока достижений на этом пути немного - в их числе новое определение границ российской Арктики.
Попытка разработки закона с аналогичным названием была предпринята ещё в 1998 году, однако проект, получивший множество критических отзывов, два года пролежал в Госдуме и в итоге был отклонен. Подготовка нынешнего законопроекта также велась неторопливо. Хотя о необходимости нормативного акта, который закреплял бы границы арктической зоны, говорилось постоянно и этот пункт присутствует в «Основах госполитики в Арктике на период до 2020 года», утвержденных ещё в 2008 году Дмитрием Медведевым, до самого последнего времени продвижения не наблюдалось. Однако в конце октября, когда в Белом доме активно обсуждалась госпрограмма по освоению арктического шельфа, глава Минрегиона Игорь Слюняев поручил создать межведомственную рабочую группу по подготовке проекта. Результаты этой работы и были представлены экспертам. 
При определении южной границы арктической зоны с перечислением регионов и муниципальных образований, которые в нее входят, в документе в сравнении с «Основами госполитики..» произошло существенное расширение Арктики: в неё предлагается включить помимо прочего три муниципальных района Карелии и город Воркуту (Коми). У этих муниципальных образований часть территорий расположена за Полярным кругом. К арктической зоне, согласно законопроекту, относятся территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф севера России, а также воздушное пространство над всей этой территорией.
Сложнее с особенностями регулирования в Арктике. Согласно проекту, основным документом, определяющим развитие этой зоны, является восьмилетняя госпрограмма, в которой должны указываться «направления, мероприятия и методы реализации госполитики, предусмотренные настоящим федеральным законом», а также размеры финансирования. Стратегия развития арктической зоны до 2020 года согласовывается уже несколько лет, не одобрена и сейчас уже плохо соответствует определению восьмилетней. 
В самом проекте закона конкретики пока очень мало: он наполнен пересказом стратегии и некоторых федеральных законов. Отдельные положения (например, о том, что не менее 70% объёма морских грузовых перевозок в Арктике должно осуществляться российскими судами) взяты из текста законопроекта 1998 года практически без изменений и выглядят не связанными с основным содержанием. Кроме того, нормы законопроекта, связанные с распределением полномочий, налогов, регулированием трудовых отношений и экологией, потребуют в ряде случаев правки соответствующих базовых законов. Например, статья законопроекта об особенностях межбюджетных отношений в арктической зоне (текст почти полностью повторяет предложения 1998 года) предусматривает, что «все налоги и сборы за право пользования природными ресурсами в арктической зоне в полном объеме зачисляются в бюджеты соответствующих субъектов РФ». Так, региональные бюджеты смогут получить, в частности, НДПИ. Вопрос налогов был основной причиной отклонения аналогичного законопроекта 14 лет назад, сообщает www.kommersant.ru

Поделиться: