13:5529.01.13

У бизнес-омбудсмена есть много инструментов, Борис Титов

У бизнес-омбудсмена есть много инструментов, Борис Титов

ИА «Nord-news» уже сообщало, что из-за плохого законопроекта полномочия бизнес-омбудсмена могут оказаться недостаточными для защиты интересов предпринимательства. У самого уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова (фото) свой взгляд на то, какими правами он должен обладать. Издание «МН» публикует  интервью с ним.
- Почему вы согласились с тем, что уполномоченному достаточно инструмента предписаний?
- Прямые полномочия омбудсмена по отмене актов вызывают опасения со стороны госорганов, прежде всего Минэкономразвития. Прямая приостановка актов может быть обжалована в суде. Например, отменили акт о продаже какого-то имущества или заключение контракта на продление договора аренды, и сразу возникает много других людей, вовлечённых в юридические отношения. Поэтому лучше, чтобы ненормативный акт отменял тот орган, который его принимал.
- Но тогда как вы добьетесь исполнения предписаний?
- Есть много инструментов, которые мы предлагаем предусмотреть в законе, - штраф , дисквалификация, временное отстранение от должности, ответственность за действие или за преступное бездействие. Конечно, для применения таких мер в законе должна быть подробно прописана процедура приостановки ненормативных актов. Плюс в нашем распоряжении есть и статья 169 УК, которая устанавливает ответственность чиновника за преднамеренное воспрепятствование предпринимательской деятельности.
- Пока получается, что у вас есть полномочия только по ненормативным актам и только в отношении местных властей. Будете ли вы предлагать расширить ваши полномочия?
- Мы предлагаем простой механизм дальнейшего расширения полномочий, после того как взаимодействие с местным самоуправлением покажет свою эффективность. В основном тексте закона надо зафиксировать право давать предписания на приостановку ненормативных актов не только на местном, но и на федеральном и региональном уровне. А конкретные поводы для предписаний зафиксировать в других законах. Например, в дальнейшем мы можем внести изменения в Налоговый кодекс, дав право уполномоченному приостанавливать решения об обеспечительных мерах по налоговым претензиям. Ведь такие меры часто ведут к остановке предприятий ещё до суда. Или внести в закон об исполнительном производстве право выдавать предписания, чтобы остановить продажу имущества до суда. Сейчас предприниматели очень часто жалуются на заниженную оценку, на продажу имущества за копейки.
- А сможет ли омбудсмен предписывать что-либо правоохранительным органам? Например, чтобы защитить предпринимателя, которого на время расследования необоснованно сажают в СИЗО? Эти вопросы чаще всего требуют оперативного реагирования.
- Мы не сможем предписывать закрыть уголовное дело. И никакими поправками в наш закон мы этого не добьёмся. Всё, что касается уголовного процесса, лежит в другой плоскости. Чтобы решать эти проблемы, мы в законе фиксируем другие права. Мы не стали добиваться того, чтобы уполномоченный стал участником уголовного процесса. Тогда бы он должен был бы участвовать во всех процессах, которые идут по экономическим статьям. Этого нет в мировой практике. Но если предпринимателя сажают в СИЗО на стадии предварительного следствия, то согласно законопроекту мы можем оперативно дать заключение в суде, что человек ведёт предпринимательскую деятельность и правоохранители тем самым нарушают статью 108 УК. Например, судьи часто считают, что операции с кредитами - это не предпринимательская деятельность. Наши заключения не позволят сажать предпринимателей в СИЗО и продлевать заключение на время следствия, как это делается сейчас.
- А как сделать, чтобы ваши заключения были обязательными для исполнения судьями и правоохранительными органами?
- Если судья примет решение о направлении в СИЗО, несмотря на официальное заключение уполномоченного о том, что человек ведёт предпринимательскую деятельность, то его решение не только может быть обжаловано в вышестоящей инстанции. Судью должны вызвать в квалификационную коллегию, где будет поставлена под сомнение его квалификация.
- Если предпринимателя посадили явно по заказному делу, то как вы сможете бороться за его права?
- Мы сможем обращаться к прокурорам, требовать открытия надзорных производств и над следствием, и даже в судебном процессе. Прокурор имеет право возвращать дела даже после приговора. Это уже есть в принятом в первом чтении проекте. Мы также имеем возможность оперативно общаться с правоохранительными органами и другими органами госвласти. В законе мы хотим прописать обязанность отвечать на наши запросы в течение 15 дней именно того должностного лица, к которому мы обратились. Например, я пишу генпрокурору, и он мне сам должен ответить. Сегодня же зачастую мы пишем начальнику, а получаем ответ от того, кто сидит на 28 ступенек ниже. Правда, по таким вопросам не надо ждать чрезвычайной оперативности: мы ведь сами должны понять, прав предприниматель или нет, провести экспертизу. Потому что у нас хватает жуликов, которые выдают себя за бизнесменов. Но в любом случае если все наши предложения будут учтены в виде поправок в законопроекте, то он будет реальным средством для защиты предпринимателей.

Поделиться: