09:1807.02.13

«Подарки» от банков могут обложить подоходным налогом

«Подарки» от банков могут обложить подоходным налогом

Получение банковскими клиентами всякого рода бонусов от кредитных организаций может оказаться не столь выгодным делом. Есть риск, что товары и услуги, которые сейчас людям предоставляют со скидками или бесплатно, обложат подоходным налогом. Клиенты в итоге могут потерять больше, чем якобы полученная по бонусу выгода, банки понесут издержки, а казна все равно не пополнится значительно, предупреждают эксперты «РГ».
Банки нередко завлекают клиентов разными «подарками». Например, за пользование карточкой кредитной организации начисляются баллы, которые дают скидки в магазинах-партнерах. Или дается право на бесплатное посещение бизнес-салона в аэропорту. Иногда банки развозят своих клиентов в такси, оплачивают им страховки при путешествиях на крупные суммы. Все зависит от фантазии. Налоговики решили, что бонусы - это, по сути, полученный доход. И его можно обложить налогом на доходы физлиц в 13 процентов. В Высшем арбитражном суде (ВАС) рассматривается по этому поводу дело между одним из крупных банков и налоговой инспекцией. Если налоговики выиграют, может быть создан прецедент.
Но то, что бонус является доходом, неочевидно, возражают эксперты. Привилегии даются клиентам неспроста, поясняет научный сотрудник Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Мирошниченко. А, например, в обмен на то, что клиент «замораживает» на своем счете очень приличную сумму. И обычно выигрыш не на стороне человека. Если все как следует просчитать, цена «льготной» услуги будет меньше, чем недополученный доход.
«Если исходить из здравого смысла, то такие программы облагаться подоходным налогом не должны», - считает Мирошниченко. Иначе введение подоходного налога грозит издержками как для банка, так и для клиента. «Кроме того, разрушится взаимовыгодная схема между кредитной организацией и клиентом, что негативно повлияет на рынок», - полагает Мирошниченко.
Прецеденты по налогообложению бонусных баллов в рамках программ лояльности уже бывали, напоминает партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов. Но в итоге было решено, что такие услуги 13-процентным налогом не облагаются. В действующем налоговом законодательстве специальных норм насчёт программ лояльности не существует. Да, программы сильно отличаются друг от друга. Могут возникнуть и сложности с оценкой доходов, полученных клиентами в неденежной форме. И если учесть все эти сложности, проще и эффективнее отказаться от взимания налога, чем неимоверными усилиями его администрировать, рассуждает Варламов.
Пока же решения Высшего арбитражного суда по последнему случаю нет. «Есть определение о передаче дела в президиум ВАС. И значит, о каких-то конкретных решениях говорить пока рано», - отметили в пресс-службе учреждения.

Поделиться: