12:4913.02.13

Тиражи печатных СМИ падают, интернет-редакции растут

Тиражи печатных СМИ падают, интернет-редакции растут

Дело не в том, что сегодня прессу стали читать больше или меньше, просто существенно изменился ее формат. Если раньше люди пропускали свои остановки, уткнувшись в развороты газет и журналов, то сегодня мы все чаще начинаем поездку на работу или учебу с чтения изданий на наших смартфонах, планшетных компьютерах и прочих технических устройствах цифровой эпохи, пишет top.rbc.ru.
Видимое сокращение числа печатных изданий в руках читающих демонстрирует переориентацию рынка прессы. Одной из главных тенденций на западном рынке периодической печати становится полный отказ от бумажного формата газет и журналов или по крайней мере их дополнение онлайн-версиями. Уменьшение доходов от рекламы в печатных изданиях Западной Европы и США, сокращение профессиональных штатов, а также выход прессы в сверхпопулярные сегодня социальные сети делают будущее периодической печати на бумаге отчасти неопределенным.
В то же время не все так очевидно в глобальном масштабе. В Африке, на Ближнем Востоке и, в первую очередь, в Азии наблюдается настоящий газетный бум. Активный уход прессы в Интернет на Западе не смог повлиять на то, что общемировой тираж печатных газет в 2011г. по сравнению с предыдущим годом вырос на 1,1%, до 512 млн экземпляров. С 2007г. по 2011г. этот показатель увеличился еще существеннее - на 4,2%.
«Newsweek» встретит юбилей «в цифре»
В середине октября 2012г. американский еженедельник «Newsweek» - одно из самых известных и уважаемых в мире печатных изданий - объявил о полном отказе от своей бумажной версии с начала 2013г. и переходе на цифровой формат. Современные экономические реалии не оставили руководству журнала иных вариантов. В 2012г. «Newsweek» накопил долгов на 50 млн долларов, убытки еженедельника составляли около 40 млн долларов в год, а его тираж за последние десять лет сократился более чем в два раза - до 1,5 млн экземпляров.
По словам главного редактора еженедельника Тины Браун, переориентация «Newsweek» на интернет-аудиторию по платной подписке позволит журналу «ускорить процесс возрождения великого издания». Она заявила, что никто не может противостоять современным тенденциям рынка прессы, при этом отметив, что отказ от бумажной версии для любителей «романтики» печатного издания станет тяжелым моментом. Менеджмент «Newsweek» ожидает, что «по крайней мере сотни тысяч» нынешних подписчиков журнала станут пользователями его цифровой версии.
И все же желание следовать современным тенденциям вряд ли убережет «Newsweek» от трудностей на рынке онлайн-изданий. Несмотря на увеличение числа пользователей планшетных компьютеров в США за последние два года почти в пять раз - до 70 млн человек, журналу придется выдерживать жесточайшую конкуренцию на новом для себя рынке. А, по мнению многих аналитиков, переориентация «Newsweek» и вовсе обречена на провал. Так, финансовый блогер Reuters Феликс Салмонд считает, что «шансы цифрового «Newsweek» преуспеть в качестве исключительно онлайн-издания, основанного на подписке, фактически равны нулю».
Полный отказ «Newsweek» от бумажного формата ожидался на протяжении последних лет. Из-за убыточности журнала владевшая им компания «Washington Post» в 2010г. продала еженедельник бизнесмену Сидни Харману, который согласился взять на себя долги «Newsweek». И уже через три месяца журнал был объединен с онлайн-газетой «Daily Beast».
В последний раз любой желающий мог прочитать бумажную версию Newsweek 31 декабря 2012г. Свой 80-летний юбилей журнал будет отмечать уже в Интернете под названием «Newsweek Global».

Печатные издания Запада «проседают» под давлением Интернета
Переориентация «Newsweek» вписывается в общую тенденцию по снижению интереса американцев к печатным газетам и журналам. По данным исследовательской организации «Pew Research Center», число американцев, которые читают газеты в бумажном формате, за последние десять лет упало с 41 до 23%. Чтение ими журналов с 2006г. снизилось к сегодняшнему дню на 7%. При этом стабильными темпами растет количество людей, получающих информацию из онлайн-версий газет. В частности, о преимущественном чтении изданий в Интернете заявило 55% аудитории «New York Times», 48% - «USA Today» и 44% - «Wall Street Journa»l. Всего платный доступ к новостям ежедневно приобретают в США 53% владельцев планшетников. И все это происходит на фоне многотысячных увольнений сотрудников печатных изданий и более активного вовлечения газет и журналов в социальные сети.
Схожая ситуация складывается и в Западной Европе. Так, в Великобритании руководство холдинга, владеющего третьей по популярности газетой в стране - «The Guardian», всерьез рассматривает возможность полного перевода издания в цифровой формат. Аналогичная участь может постичь и еженедельный журнал «Observer», также принадлежащий «Guardian News & Media». Руководство уже пообещало сократить штат сотрудников изданий на 100-650 человек, приняло решение отказаться от ряда публикуемых дополнений к газете и журналу, а также занялось вопросом оптимизации печатных площадей. Причиной этого опять стали убытки от бумажных версий: в год «Guardian News & Media» теряет около 44 млн фунтов стерлингов. Эксперты ожидают, что доля выручки британских газет от онлайн-проектов, которая на сегодня составляет 7,4%, должна подняться к 2017г. до 13,9%.
Снижение тиражей печатных изданий и падение доходов от рекламы в них не обошли стороной и Германию, на территории которой в XV в. как раз и было изобретено книгопечатание. В ноябре 2012г. о своем банкротстве объявила популярная ежедневная газета «Frankfurter Rundschau», в декабре прошлого года закрылась убыточная «Financial Times Deutschland». И вновь жизнь печатным изданиям ФРГ изрядно усложняет активное вторжение Интернета во все сферы жизни. В частности, эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) указывают на «неповоротливость» печатных газет и журналов в новых условиях, объясняя ее неизменными затратами на продвижение и распространение «реальной» продукции. Более того, опрос, проведенный среди молодых (от 18 до 29 лет) людей Германии, показал, что только 1% из них считает печатные газеты первостепенным источником информации.
Французская печатная пресса также с трудом выдерживает трансформацию, связанную с развитием современных технологий. За последние десять лет тираж одной из ведущих национальных ежедневных газет страны - «Liberation» - сократился больше чем на 25%, до 139 тысяч экземпляров. Вторая по тиражу деловая газета Парижа - «La Tribune» - в январе 2012г. сменила владельца и была вынуждена полностью отказаться от бумажной версии, превратившись в еженедельное издание журнального формата. Во избежание банкротства одной из крупнейших ежедневных газет страны - «Le Monde» - также пришлось сменить руководство. А страдавшую от убытков «France Soir» не спасла от краха даже смена хозяев. Покупка газеты Александром Пугачевым, сыном российского предпринимателя Сергея Пугачева, и прекращение распространения ее в бумажном варианте не повлияли на решение французского суда о признании «France Soir» банкротом. Сегодня для покрытия задолженности перед кредиторами газета распродает свои активы с аукциона, включая мебель и редакционные компьютеры.
Развивающиеся страны верны бумаге
В отличие от передовых стран Запада, развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки не спешат менять печатную прессу на ее цифровой аналог. Более того, рост газетных тиражей в азиатских странах (прежде всего в Индии и Китае) в 2011г. более чем на 3% по сравнению с предыдущим годом способствовал увеличению и общемирового показателя. Расширение численности населения в развивающихся государствах, увеличение совокупного богатства и уровня образования их жителей позволяют и в дальнейшем рассчитывать на сохранении этой динамики. Неудивительно, что в списке 15 наиболее высокотиражных газет в мире находятся пять индийских и два китайских издания.
Индийский рынок печатной прессы за последние несколько лет превратился в самый быстрорастущий в мире. В 2005-2009гг. количество платных ежедневных газет в стране выросло почти в полтора раза, а их общее число - примерно на четверть. В 2008г. Индия по числу покупаемых ежедневных газет, которых каждые сутки продается около 110 млн экземпляров, сумела обойти бывшего лидера по этому показателю - Китай. Рост тиражей сопровождается увеличением доходов индийских печатных газет и журналов от рекламы: только за 2010г. издания нарастили их по сравнению с предыдущим годом на 32%.
Газетный бум в стране стал следствием увеличения уровня грамотности индийского населения, который за последние десять лет вырос почти на 10% и сегодня составляет около 75%. Газета же в новых условиях, по словам одного из местных редакторов, создает вокруг себя некую ауру уважения. «Как только человек в Индии становится грамотным, он сразу же покупает газету. Этот «элитный» товар оказывается в руках даже до приобретения телефона», - отмечает он. Кроме того, в Индии значительного влияния пока не имеет Интернет. На сегодняшний день регулярно Сетью пользуются всего около 10% индийцев.
Эти же факторы определяют резкое увеличение рынка печатной прессы в Китае. При этом дополнительным стимулом к его развитию, кроме экономического роста, урбанизации и изменения уровня грамотности, стала коммерциализация печатной медиаиндустрии в начале 1990-х гг. По словам профессора Ву Яна из Университета в Суонси, ориентация газет на рынок и, следовательно, опора на рекламу, а не на государственные субсидии в качестве основного источника доходов, позволила изданиям сосредоточиться на предоставлении информации, которая по-настоящему интересна читающим. К концу 2011г. в Китае насчитывалось уже около 2 тыс. газет, а тираж крупнейшей из них - «Cankao Xiaoxi» - составлял около 3 млн экземпляров (для сравнения: самая читаемая в США «The Wall Street Journal» имеет тираж 1 млн). Еще большему росту рынка печатной прессы в стране мешает то, что издательства вынуждены придерживаться непростой редакционной политики: с одной стороны, ориентируясь на интересы массового читателя, а с другой - выдерживая цензуру пропагандистских структур Коммунистической партии КНР.
Вместе с индийским и китайским рынками печатных изданий одним из самых динамично развивающихся в мире является российский. В частности, в 2011г. объем рынка подписки на печатные СМИ в стране относительно уровня 2010г. вырос на 0,45 млрд рублей, до 22,9 млрд рублей. Кроме того, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рекламы в прессе в 2012 г. составил 41,2 млрд рублей, что на 2% больше, чем годом ранее. Общий же тираж печатных СМИ в нашей стране с 2010г. по 2012г., по оценке председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александра Оськина, сократился на 300 млн экземпляров, до 2,8 млрд копий. Но эти цифры не должны вводить в заблуждение, поскольку четверть исчезнувших газет и журналов, по словам представителя АРПП, были издательским «мусором», то есть нерыночными СМИ, выходившими из политических, амбициозных или корпоративных соображений.
Российский рынок прессы очень молодой, поэтому сохраняет прочные запасы ресурсов для своего роста и развития. Более того, прочность позиций печатных изданий в нашей стране определяют недостаточный уровень информационной грамотности жителей России, различная степень доступности Интернета в регионах, а также низкая покупательная способность населения, заметно уступающая даже среднеевропейским показателям.
Косвенно об удержании российскими печатными СМИ своих позиций свидетельствует и то, что сейчас нет данных о количестве и качестве подписки на электронные версии российских газет. В связи с этим сомнения экспертов и участников рынка в правильности политики замещения печатных изданий в нашей стране их платными цифровыми копиями вполне обоснованны. За редким исключением онлайн-проекты в России, как и в других развивающихся странах, можно рассматривать только как вспомогательный ресурс.
Пациент скорее жив, чем мертв
Несмотря на стремительно меняющиеся реалии, печатные газеты по-прежнему остаются главным источником информации для людей во всем мире. По данным Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), более половины взрослого населения планеты ежедневно читает газеты, причем в бумажном формате это делает 2,5 млрд человек, а в цифровом - более 600 млн. Интернет, как бы стремительно ни росла его аудитория, пока не может похвастать такими впечатляющими показателями. По словам А.Оськина, человек предпочитает комфортное чтение, а не только скорость потребления информации. Более того, даже увеличение числа читающих газеты в Интернете с 34% в 2010г. до 40% в 2011г. на сегодняшний день не стало для изданий устойчивым источником дохода. Поэтому пока преждевременно говорить о «смерти» печатных газет, выставляя при этом Интернет в качестве главного палача.
Однако никто не станет отрицать объективные тенденции века новых технологий, которые ставят перед прессой испытания, ранее ей не знакомые. Северная Америка и Западная Европа - характерные тому примеры. Заместитель руководителя WAN-IFRA Ларри Килман отмечает, что печатные издания обязаны и в будущем сохранить за собой традиционную роль поставщиков качественных новостей и информации для граждан. Но, по его словам, для решения этой задачи газетам необходимо приняться за разработку бизнес-моделей, которые смогут успешно функционировать и в цифровую эру. Изданиям нужно не избавляться от печатного формата, а особым образом дополнять его новыми инструментами, позволяющими печатной прессе идти в ногу со временем.

Поделиться: