14:4018.02.13

Тепловое хозяйство следует передать Министерству энергетики России, Иван Грачёв

Тепловое хозяйство следует передать Министерству энергетики России,  Иван Грачёв

Председатель комитета по энергетике ГД Иван Грачёв предлагает подчинить российское тепловое хозяйство Министерству энергетики РФ, сообщает www.mk.ru. Федеральный закон «О теплоснабжении» вступил в силу 30 июля 2010 года. При этом, несмотря на правительственный курс на снижение энергоемкости российской экономики и ЖКХ - похвастаться и здесь особенно нечем. Даже при массовом внедрении счетчиков отопления и горячей воды.
Одна из главных причин неэффективности тепловой энергетики - массовая изношенность теплосетей и прочей инфраструктуры, а также отсутствие в массовом плане альтернативных источников энергии. Однако у главных поставщиков тепла - локальных монополистов, которыми руководят муниципальные власти - нет денег на глобальную реструктуризацию всей системы. Получается замкнутый круг.
Поэтому председатель думского комитета по энергетике Иван Грачев решил предложить весьма кардинальное решение проблемы.
С целью координации деятельности субъектов теплоэнергорынка, вплоть до банальных муниципальных котельных, их придётся постепенно переводить в непосредственное подчинение Минэнерго.
В принципе законом «О теплоснабжении» это не запрещено, так как в нем есть специальные статьи о роли в регулировании производства и распределения теплоэнергии федерального правительства и уполномоченного федерального органа власти. Но их полномочия прописаны не чётко. К тому же в законе нет и точного юридического названия уполномоченного федерального органа, который должен заниматься непосредственно теплоэнергетикой.
Впрочем, недоговорённости закона можно исправить подзаконными нормативными актами. В том числе и постановлением правительства, в котором могут быть расширены функции Минэнерго, которое сейчас в основном занимается двумя вещами: нефтью и электричеством.
Между тем, как подчеркивает Грачёв, «надёжное энергообеспечение потребителей сегодня невозможно гарантировать без внедрения когенеративных технологий». За этим заумным термином прячется буквально одновременное производство электро- и теплоэнергии, что давно уже делается в нашей стране на теплоэлектроцентралях (ТЭЦ). Но пока они работают в основном в крупных городах, тогда как возможно и развитие малых форм, даже на уровнях небольших котельных.
По мнению Грачёва, «пока что существенная часть газа и прочих энергетических ресурсов уходит в пар - в буквальном, а не в переносном, к сожалению, смысле». Например, средний КПД российских ТЭЦ - 30%. Но можно довести его минимум до 70-80% Но без совершенствования структуры управления этого добиться крайне трудно. А пока «по факту продолжается топтание на месте».
В целом же, как считают в думском комитете по энергетике, давно наступило время модернизации устаревшего оборудования котельных, создания когенеративных комплексов. Но все это можно решить лишь в рамках единого концептуального подхода, и в условиях чёткой подчиненности в рамках Минэнерго.
Для потребителей это может означать не только замедление роста тарифов на горячую воду и отопление, но и надёжность их поставок. Другое дело, что в России пока ни одна административная реформа не приводила к стабилизации цен, То же электричество, кто бы им не руководил - РАО «ЕЭС» или Минэнерго вместе с с гос- и частными энергокомпаниями - дорожает год от года минимум на 10%. Но вроде его поставляют надёжнее, чем горячую воду.

Поделиться: