14:3507.03.13

На Севморпуть возлагаются огромные надежды. А кто посчитал негативное воздействие на Арктику от реализации этих надежд?

На Севморпуть возлагаются огромные надежды. А кто посчитал негативное воздействие на Арктику от реализации этих надежд?

Россия готовится к использованию Северного морского пути для коммерческого мореплавания. Принят закон об СМП, воссоздается Администрация СМП, строится новые атомные ледоколы, выделяются деньги на оборудование Арктических центров спасения. Только вот, просчитал ли кто-нибудь риски для окружающей среды при увеличении трафика?
Как сообщает общественная экологическая организация «Беллона», чуть больше месяца назад (через 180 дней после подписания президентом РФ) вступил в силу Федеральный закон № 132-ФЗ о Севморпути. Его полное название - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути».
Закон предполагает обязательное страхование гражданской ответственности владельцев судов за ущерб от загрязнения, либо другой причиненный судном ущерб, или обязательное наличие у них иного финансового обеспечения этой ответственности. При отсутствии вышеперечисленного, судно не может зайти в порт на территории РФ или выйти из него, а также не может получить разрешение на плавание в акватории СМП.
Согласно закону, под акваторией СМП понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью, которое охватывает внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону страны. С востока акватория ограничена линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада - меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин шар, Карские ворота и Югорский шар.
Этот же закон предусматривает создание федерального государственного учреждения «Администрация Северного морского пути», которое будет базироваться в Москве. Именно это федеральное казенное учреждение будет принимать от судовладельцев заявления на право плавания в акватории СМП, и выдавать им соответствующие разрешения. Цена вопроса будет зависеть от фактического объема оказанных услуг.
Растущий трафик
Севморпуть - кратчайший морской путь между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона, и с каждым годом его грузопоток растет.
В 2010 году по маршруту СМП было совершено четыре транзитных рейса и перевезено 111 тысяч тонн грузов. В 2011 году было перевезено уже более 800 тысяч тонн.
По словам руководителя ФГУП Вячеслава Рукши, в 2012 году по трассам СМП прошло около двух миллионов тонн грузов. В 2013 году ожидается от трех до пяти миллионов, а к 2017 году порядка 15 миллионов тонн.
Связано это, прежде всего, не столько с изменением климата, сколько с развитием проекта «Ямал СПГ».
Напомним, что в прошлом году Госкорпорация «Росатом» и компания «Новатэк» в рамках проекта «Ямал СПГ» заключили договор на оказание услуг по ледокольной проводке судов по СМП сроком действия не менее 15 лет. Речь, в частности идет об организации перевозки строительных грузов в период обустройства месторождения и порта. Объем перевозки сжиженного природного газа к 2020 году, согласно договору, будет на уровне 17 миллионов тонн.
Напомним, что в рамках проекта «Ямал СПГ» планируется разрабатывать Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение и построить завод по сжижению газа. Проект предусматривает создание морского порта в поселке Сабетта на Ямале, строительство танкерного флота ледового класса. Первый танкер из порта предполагается отправить в 2016 году.
Стоит отметить, что глобальные надежды, возложенные да Северный морской путь, вызывают и большие сомнения. В частности, пока непонятно, как эти планы согласуются с реальностью: на сегодняшний день отсутствуют мощности для провозки такого количества грузов. По данным ФГУП «Атомфлот», функционирующие атомные ледоколы позволяют перевозить только порядка восьми миллионов тонн грузов в год.
Экономика маршрута пока тоже под вопросом. Трасса СМП короче традиционных маршрутов, но обладает серьезным экономическим недостатком - отсутствием «обратной загрузки» судов. Ни одна компания не будет проводить караваны судов с грузами в одну сторону, и платить за проводку этих кораблей, но уже ничем не загруженных, обратно.
Тем не менее, реализация планов по широкомасштабному использованию СМП требует тщательной подготовки не только в области строительства новых атомных ледоколов, но и в обеспечении экологической безопасности и спасения экипажей. Об этом, в частности, говорится в Арктической стратегии до 2020 года, которую недавно подписал президент России.
В прошлом году МЧС уже заявлял о планах по постройке и оборудованию около десяти комплексных аварийно-спасательных центров на всей протяженности Севморпути: от Мурманска до Камчатки. На эти цели уже выделено около миллиарда рублей.
Пока же в российском заполярье действует четыре поисково-спасательных отряда, 65 пожарных и пожарно-спасательных подразделений общей численностью около 3 тысяч человек.
Беспокойство остаётся
По мнению эксперта «Беллоны» по нефтегазовым вопросам Сигурда Енге (Sigurd Enge), на трассе СМП лёд будет присутствовать ещё несколько десятилетий.  «Сейчас невозможно давать прогнозы о количестве и толщине льда на период  больше, чем несколько недель. В любом случае придётся иметь дело со льдом. Надо быть готовым к необходимости ледокольной проводки».
«Беллона», конечно, обеспокоена «наполеоновскими» планами по использованию СМП, поскольку это увеличит экологическую нагрузку на Арктику.
«Самое большое беспокойство у нас вызывает рост выбросов углекислого газа и сажи с проводимых по трассе судов. Рост трафика на Арктических морских акваториях неукоснительно приведёт к большему количеству выбросов. Они, в свою очередь, будут способствовать скорейшему таянию льда и изменению климата », - уверен эксперт «Беллоны».
Кроме того, увеличение объёма грузопотока обязательно повлечёт за собой аварийные ситуации. Сколько это будет стоить в суровых климатических условиях Арктики, не знает никто.

 

 

Поделиться: