«Fitch Ratings» позитивно расценивает планы России (суверенный рейтинг «BBB»/прогноз «стабильный») по укреплению государственных финансов, говорится в специальном отчёте международного рейтингового агентства. Среднесрочный федеральный бюджет предполагает сокращение отношения государственных расходов к ВВП на 2,4 п.п. к 2015 г.
В 2012 году Минфин РФ объявил о новом бюджетном правиле, согласно которому планируется убрать привязку расходов к динамике цен на нефть и постепенно снизить уровень цены на нефть, необходимый для безубыточности бюджета. Бюджетное правило будет сдерживать дефицит на уровне 1% ВВП при среднесрочных ценах на нефть, которые определены как среднее пятилетнее значение цены на нефть марки Urals (91 доллар/барр. в 2013 году), а позднее этот уровень будет заменен на среднее десятилетнее значение. Бюджетное правило будет применяться к бюджету начиная с 2014 года.
Правительство будет накапливать излишек нефтяных доходов (когда цена на нефть будет превышать среднесрочную цену) в резервном фонде и постепенно увеличивать запас до 140 млрд долларов (5,7% прогнозируемого ВВП) к 2015 году с 85 млрд долларов (3,9% ВВП в 2013 году) в феврале 2013 года. Этого, отмечает «Fitch», будет достаточно, чтобы выдержать временный шок по ценам на нефть. Власти страны планируют с запасом финансировать дефицит и проводить заимствования в основном на внутреннем рынке, таким образом развивая небольшой внутренний рынок. Низкий долг на уровне 11% ВВП будет оставаться сильным рейтинговым фактором в сравнении с сопоставимыми эмитентами.
Бюджет на 2013 год предусматривает дефицит на уровне 0,8% ВВП, однако Fitch прогнозирует дефицит в 0,5% на основании более сильных предположений по средним ценам на нефть в 105 долларов/барр. Если правительство будет придерживаться бюджетного правила, в 2015 году дефицит должен сократиться до нуля.
На долю нефтяных поступлений приходится половина доходов федерального правительства. Высокая цена на нефть, при которой обеспечивается сбалансированность бюджета, делает государственные финансы уязвимыми в случае резкого негативного изменения этой цены. Даже при средней цене на нефть (Urals) в 111 долларов за барр. в 2012 году федеральный бюджет был лишь сбалансированным. В 2013 году официальная цена для сбалансированности бюджета останется высокой на уровне 105 долларов за барр. Ненефтяной дефицит бюджета составляет 10,6% ВВП, что существенно выше докризисного ориентира в 4,7% ВВП.
«Fitch» полагает, что снижение цены на нефть до среднего уровня в 80 долларов за барр. привело бы к уменьшению реального роста ВВП до менее 1% и обусловило бы дефицит федерального бюджета в 2,5% ВВП. В то же время падение цены должно быть более значительным, чтобы привести к понижению рейтингов.
Более гибкий режим обменного курса с 2010 года означает быстрое снижение курса рубля в ответ на снижение цен на нефть, что сглаживает воздействие падения нефтяных цен на доходы бюджета. «Fitch» рассматривает этот момент как позитивный рейтинговый фактор. Данное воздействие будет ограниченным в случае серьёзного шока, так как Центральный банк России вмешается, чтобы поддержать целевые уровни инфляции.
«России ещё предстоит разрешить ситуацию с другим основным среднесрочным риском для государственных финансов помимо цен на нефть, а именно увеличивающимися пенсионными расходами. Они поглощают растущую долю федерального бюджета (трансферты из бюджета в государственный пенсионный фонд были на 1,6 п.п. ВВП выше в 2011 году, чем в 2007 году, достигнув 4,7% ВВП), и «Fitch» ожидает, что такая тенденция продолжится», - говорится в сообщении рейтингового агентства, сообщает ИА «Финмаркет».
07.03.13