14:1111.03.13

Полёт на Марс - реальность. Надо только запастись провиантом и топливом

Полёт на Марс - реальность. Надо только запастись провиантом и топливом

Как ИА «Nord-news» уже сообщало, американский миллионер Деннис Тито готовит проект, в рамках которого он намерен отправить зрелую пару в путешествие до Марса и обратно. 5 января 2018 года космический корабль должен стартовать к Красной планете, пройти мимо нее и вернуться назад. Весь полет должен занять 501 день. Специалисты, которым Тито дал задание обсчитать полёт, уверены, что это вполне можно сделать уже существующими техническими средствами. Например, используя модули Dragon компании «SpaceX». 
Почему семейная пара? Очень просто. Полёт будет мероприятием достаточно сложным в психологическом плане, поэтому лучшие кандидаты - это зрелая супружеская пара, которая уже вырастила своих детей и выработала за годы совместной жизни свой внутренний код общения. Сексуальные позывы у таких людей уже не столь значительны, зато они умеют подстраиваться под настроение партнёра и всегда готовы оказать ему психологическую поддержку. 
Но здесь вопрос не только в психологии. Есть гораздо более приземленные, насущные потребности, которые должны быть решены, чтобы отправить людей в полет. Это воздух, вода и пища. 
Воздух - это прежде всего кислород. Отношение к потреблению человеком кислорода у учёных менялось на протяжении всего ХХ века. Вплоть до появления реальной космонавтики специалисты часто ссылались на эксперименты эпохи рождения авиации. По данным исследований 1910 года, человек в состоянии покоя потреблял всего 180 миллиграммов кислорода в минуту, то есть 250 граммов в сутки. Имеется ввиду безвозвратная потеря этого газа в ходе метаболизма. С учетом физической активности расход допускали до 350-400 граммов в сутки.
В 1967 году, уже на основании опыта космических полётов, цифры несколько скорректировались: потребление кислорода сочли целесообразным считать в 800 граммов в сутки. А по современным критериям даже до 1 килограмма в сутки, поскольку от волнения кислорода потребляется еще больше. Вот и первая цифра: на пятисотдневный полёт на двоих с собой придется взять примерно 1 тонну кислорода. 
Дальше вода. Перед Второй мировой войной учёные, проектировавшие межпланетные полеты, полагали, что можно будет обойтись совсем без запасов воды, поскольку она должна выделиться с потом и дыханием в процессе человеческого обмена веществ. Но это оказалось ошибкой, по современным российским критериям нужно зарезервировать 2200 граммов воды в сутки на человека - и для питья, и для приготовления пищи, которая запасается в сублимированном (то есть обезвоженном) виде. 
2,2 килограмма в сутки на двоих - это 4,4 килограмма в сутки, и 2200 килограммов на 500 дней. Пища рассчитывается исходя из пропорции 1 килограмм в день на двоих - вот еще 500 кило. Итого: воздух, вода и еда, вместе с неприкосновенным запасом, - это 4 тонны груза. На самом деле не так уж и много. Космический корабль «Dragon», разработанный для низких околоземных орбит, выводит 6 тонн груза. Два «дракона» - это уже 12 тонн. Технологии сборки аппаратов на орбите уже отработаны. А на низкую орбиту их должен будет поднять ракетоноситель Falcon Heavy, с грузоподъемностью 53 тонны. 
Так что пища, вода и воздух не будут самой главной весовой проблемой для марсианского «полета на двоих». И даже вес клетки для влюбленной пары не представляется критическим. Главное - это топливо и, возможно, биологическая защита. 
Насчёт массы топлива существует много спекуляций. Ведь все привыкли видеть, как от огромной космической ракеты в итоге остается маленький спускаемый аппарат. Я не специалист по ракетной технике, поэтому обращаюсь к существующему опыту, а именно к отправке на Марс спускаемого аппарата MSL «Curiosity» массой 3,8 тонны, включая все модули. Это как раз те же 4 тонны кислорода, воды и пищи, что нужны нашей парочке. Так вот, от Земли их разгонял к Марсу разгонный блок Centaur, который имел полную массу 16 тонн, при этом топливо с окислителем весило 14 тонн.
Довольно много, и тем не менее MSL благополучно добрался до Марса и даже уже просверлил в нём дыру. По сути дела, Falcon Heavy сможет поднять на низкую орбиту четыре таких разгонных блока, которые смогли бы отправить в полет 16 тонн полезной массы.
Семейная пара космонавтов будет просто лететь, повинуясь законам небесной механики. Ближе к Марсу сила его тяготения изменит орбиту космического корабля, и он начнёт двигаться обратно, вновь по трассе сближения с Землей. 2018 год будет годом солнечного минимума, и вероятность мощных вспышек минимальна. У космических путешественников самые высокие шансы пролететь в ста милях над Марсом и вернуться, сообщает slon.ru.

Поделиться: