09:4514.03.13

«Сбербанк страхование» может выступить катализатором развития накопительных видов страхования

«Сбербанк страхование» может выступить катализатором развития накопительных видов страхования

Более 80% продаж страховой «дочки» Сбербанка пришлись на инвестиционные и накопительные программы. Задача госбанка - занять 25% этого рынка страхования. Продажи долгосрочных полисов «Сбербанк страхования» стартовали в 17 территориальных банках Сбербанка - сделки совершены в 58 регионах и 123 городах страны.
«В настоящий момент страховой рынок России по-прежнему сильно отстает в своем развитии от стран с развитой экономикой. Причин для этого имеется много, - отмечает первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова. - Это и недостаточная экономическая грамотность населения, по причине которой страхование не часто рассматривается как эффективный инструмент защиты имущественных и финансовых интересов, и высокий уровень взаимного недоверия между страхователями и страховыми компаниями. Значительную лепту в это недоверие внес сегмент ОСАГО: количество необоснованных отказов в выплате страхового возмещения чрезвычайно велико, очень часто встречаются случаи, когда размер выплаты занижается под различными предлогами. Страховщики, в свою очередь, сетуют на высокую активность страховых мошенников. Так или иначе, все эти факторы тормозят развитие рынка.
В сложившейся ситуации локомотивом отрасли могут выступить лишь накопительные виды страхования, в которых клиенты периодически оплачивают страховые взносы до наступления страхового случая, наступление которого происходит спустя годы или даже десятилетия. Именно эти периодические выплаты и составляют «длинные» деньги, которые позволяют страховщикам существенно расширить инвестиционную деятельность и повысить доходность бизнеса. Поэтому именно накопительные программы могут стать драйвером, необходимым для развития российского страхового рынка.
По этому пути развивались иностранные страховые рынки. Сегодня зарубежные страховщики выплачивают по страховым случаям до 95% от объема собранных средств, оставляя себе лишь 5%. Остальную прибыль страховщики извлекают за счет инвестиционной активности. В отсутствии «длинных» денег страховщики вынуждены искусственно ограничивать выплаты. Без применения инвестиционных инструментов даже объем выплат в 60% вызывает беспокойство страховых компаний.
Как показывает зарубежная практика, наиболее активное развитие страхового рынка происходило при популяризации страхования жизни - одного из основных видов накопительных страховых программ. В России этот сегмент по-прежнему развит слабее других, это во многом объясняет сегодняшнюю стагнацию рынка страхования. Однако этот же фактор свидетельствует о потенциале роста страхового рынка.
«Сбербанк страхование» может выступить катализатором развития накопительных видов страхования, для чего имеется целый ряд объективных причин. Немалая часть населения относится к частному бизнесу настороженно, многие соотечественники по привычке доверяют свои сбережения лишь крупнейшему государственному банку. Поэтому дочерняя страховая компания «Сбербанка России» в своей деятельности может рассчитывать на его сеть, которая, как известно, чрезвычайно разветвлена - новому страховщику не нужны средства для создания сети точек продаж. А доверие к бренду «Сбербанка России», через который и будут оборачиваться страховые средства, обеспечит и доверие к накопительным страховым программам. Заявленные цели Сбербанка о занятии четверти рынка, быть может, пока что несколько оптимистичны, но то, что ощутимая доля рынка им будет занята - сомневаться не приходится.
Развитие долгосрочных страховых продуктов одного игрока и получение им столь необходимых страховщикам «длинных» денег подстегнёт других игроков. Конкуренция заставит создавать включившимся в борьбу страховым компаниям более выгодные условия, в определенные моменты не исключен и демпинг. Рост финансового благосостояния граждан на фоне развития инвестиционных и накопительных продуктов вполне может сдвинуть страховой рынок с мёртвой точки».

Поделиться: