11:0514.03.13

Проект бурового судна презентуют на международных конференциях

Проект бурового судна презентуют на международных конференциях

Проект бурового судна, разработанный в Крыловском государственном научном центре, был представлен аудитории ряда международных конференций, в том числе, в рамках конференции Российско-Норвежского сотрудничества при освоении месторождений в Арктике, и на ежегодной конференции «Нефть и Газ Арктического региона», прошедшей в конце февраля в Норвегии.
По мнению докладчика на конференциях, начальника отдела океанотехники Крыловского ГНЦ Владимира Таровика (фото 2), разработка и эксплуатация морских нефтегазовых месторождений связана с активным использованием судов технологического флота, к которым относятся буровые суда.
Особые условия арктических морей с тяжелой гидрометеорологией, волновыми и ледовыми нагрузками требуют специальных технических решений при создании таких судов. С точки зрения экономической целесообразности они, в первую очередь, должны соответствовать условиям эксплуатации в западной части арктического шельфа России. Это нефтегазовые месторождения Баренцева, Печорского и Карского морей. В то же время, была поставлена задача обеспечить универсальность этих судов для использования и в восточных областях российской Арктики.
Первым этапом создания судна является разработка его концептуального проекта. В связи технологической спецификой, требования к буровому судну имеют определенные отличия, но их общими качествами являются высокий ледовый класс, мощная энергетика, надежная система фиксации судна на точке бурения и высокая степень автономности. В проекте особого внимания требует разработка системы экстренного аварийного спасения экипажа и персонала из-за наличия на борту буровых судов технологических комплексов с опасным производством. При пожаре или взрыве, когда судно ещё находится на плаву без крена и дифферента, эвакуационная система должна обеспечивать быструю высадку на ровный, битый или торосистый лед, а также на свободную воду.
В разработанной концепции эксплуатации бурового судна предусматривается его переход в точку проведения буровых работ в сопровождении двух судов-заводчиков якорей, и при необходимости, ледокольного судна. Надежность удержания судна на точке бурения обеспечивается двойной системой, которая состоит из динамической и статической частей, т.е. системы динамического позиционирования и статической якорной швартовной системой. Необходимость такого дублирования обусловлена стремлением повысить автономность судна, избежать больших расходов топлива на длительную работу системы динамического позиционирования и повысить возможности удержания судна в ледовых условиях. Для естественного флюгирования судна, оно выполнено турельным, с подачей буровой колонны и буровых материалов через шахту турели.
Судно удерживается на точке бурения с помощью системы динамического позиционирования на все время постановки статической системы якорного удержания. При ведении буровых работ судно пассивно позиционирует на восьми якорно-швартовных линиях, а система динамического позиционирования дает возможность капитану подрабатывать турельное судно на оптимальный курсовой угол по отношению к дрейфующему льду или интенсивному волнению. Ледокол обеспечивает управление ледовой обстановкой, и, при необходимости, окалывает лед в зоне буровых работ.
Номенклатура бурового оборудования и его функциональное расположение на судне в большой степени определяет его основные параметры, а технические параметры судна должны соответствовать главным тенденциям развития мирового флота буровых судов. Анализ перспективных районов расположения российских арктических нефтегазовых месторождений, подчеркивает Владимир Таровик, показал, что максимальные глубины бурения скважин не превысят 7000 м, а шельфовые акватории имеют глубины, не превышающие 500 м. С учетом этих, и ряда дополнительных требований по автономности, винтеризации, обитаемости, мореходности, остойчивости и др., выбраны главные размерения арктического бурового судна.
В соответствии с этими требованиями разработана конструкторская документация судна. Буровое судно выполнено с внутренней турельной системой, над которой расположена буровая вышка. Буровая колонна проходит сквозь шахту турели. Для постановки судна на якорную систему в ледовых условиях, разработан комплекс для выполнения этих операций с помощью специального подводного аппарата. Обеспечивается полная винтеризация подвышечного пространства. Разработан специальный комплекс аварийной эвакуации персонала при взрыве и пожаре.
Для бурового судна и системы его удержания основными являются ветровые, волновые и ледовые нагрузки. Для оценки ветровых нагрузок достаточно расчётов по стандартной методике, а волновые и ледовые требуют использования данных модельных экспериментов. Экспериментальные исследования в мореходном бассейне показали, что перемещения и ускорения в различных точках корпуса находятся в приемлемых пределах, а волновые нагрузки на якорную систему удержания не превышают спецификационных значений. При столетнем шторме, с высотой волны 17,4 м. имеет место заливаемость палубы через шахту турели. Для уменьшения заливаемости на судне использованы специальные турельные дефлекторы.
Модельные исследования якорной системы удержания на спецификационных режимах эксплуатации бурового судна показали соответствие прочностных характеристик якорно-швартовных линий техническим требованиям.
Ледовые нагрузки определялись на основании испытаний в ледовом бассейне. Буксировочные испытания в ровном и битом льду показали хорошие качества судна при переходе в ледовых условиях, при толщинах льда 1,0-1,5 метра, в точку бурения. При этом сохраняется определенный резерв мощности главной энергетической установки. Определение ледовых нагрузок в эксплуатационном режиме бурения, при проведении предстоящих швартовных испытаний в ледовом бассейне, даст возможность скорректировать прочностные характеристики якорной системы удержания для заданных условий эксплуатации. Кроме того, будут получены данные для оценки эффективности, и технологии использования системы динамического позиционирования в ледовых условиях.
Система удержания бурового судна принята двойной - статической и динамической. При этом силовыми агрегатами динамической системы являются 6 ВРК, расположенные по три в носовой и кормовой части судна, мощностью по 6,0 МВт каждая, с упором 80-100 тонн. У статической швартовной системы удержания силовыми элементами являются 8 якорно-швартовных цепных линий 76 калибра, с расчетным разрывным усилием 516 тонн.
Конструктивно-архитектурное решение судна, общее расположение, выбранная внутренняя турельная система и основные параметры, разработанные в концептуальном проекте, по мнению Владимира Таровика, дают основания считать, что судно соответствует заданным условиям его эксплуатации на российском арктическом шельфе.
Обсуждение с потенциальными заказчиками основных параметров бурового судна на этапе концептуального проекта дало возможность наметить направления повышения качества проектируемого судна. Основное внимание на следующем этапе будет уделяться повышению его эксплуатационных качеств за счет увеличения палубного пространства, развития кранового вооружения, повышения автономности, улучшения расположения вертолетной площадки, а также расширения возможностей системы аварийного спасения.
Основной целью разрабатываемых в Крыловском государственном научном центре концептуальных проектов судов и морских сооружений является разработка базиса для технического и рабочего проектирования с целью их строительства с максимальным использованием возможностей российских верфей, сообщает пресс-секретарь ФГУП «Крыловский государственный научный центр».

Поделиться: