14:1619.03.13

Китай опережает Россию в темпах освоения Северного морского пути?

Китай опережает Россию в темпах освоения Северного морского пути?

Россия стремительно теряет свои транзитные преимущества самого короткого пути из Европы в Азию. Северный морской путь (СМП) - ранее исключительно российская вотчина - сегодня активно осваивается иностранцами, и прежде всего китайцами, пишет «Независимая газета».
КНР объявила о сенсационных планах освоения так называемых полярных владений СССР. Вслед за Китаем в обход России направят свои суда Индия и Сингапур. Между тем предложить перевозчикам адекватный автотранспортный или железнодорожный маршрут, альтернативный СМП, РФ сегодня не в состоянии.
Первый китайских ледокол «Сюэлун» («Снежный дракон») прошёл по Севморпути в 2012 году. Этим летом Китайская судоходная компания планирует отправить уже первый коммерческий рейс.
В соответствии с китайскими долгосрочными прогнозами, к 2020 году по Севморпути пойдёт от 5 до 15% китайского внешнеторгового грузопотока (при этом 10% китайского внешнеторгового оборота будет соответствовать 526 млрд евро). Это значит, что через семь лет Китай планирует отправлять по Севморпути почти каждую шестую тонну экспортных грузов - причём плавание будут обеспечивать китайские, а не российские ледоколы.
Арктический маршрут дает возможность Китаю сэкономить время и деньги. По сравнению с маршрутом через Суэцкий канал Севморпуть позволяет сократить путевое расстояние между Шанхаем и Гамбургом на 5,2 тысячи км. По мнению директора Полярного научно-исследовательского института КНР Хуэйгень Яна, если маршрут будет конструктивно подготовлен, он будет пользоваться «огромным» спросом.
Экспансионные замашки Китая заметили не только в России. Норвежское издание отмечает, что «в условиях таяния арктического ледового щита, ускоряющего открытие новых судоходных маршрутов и месторождений полезных ископаемых, Китай стремится занять в регионе определенные позиции. Желая приобрести влияние в регионе, Китай настойчиво добивается статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете, образованном восемью представленными в Арктике государствами», - пишут журналисты.
Между тем статистика показывает, что популярность Севморпути растёт. В 2012 году по нему прошло 46 судов - против 34 в 2011-м и всего четырех в 2010-м. По данным Росморречфлота, в навигацию 2012 года по Севморпути было перевезено около 4 млн тонн грузов, в том числе 1,2 млн тонн транзитных, что на 53% больше, чем в 2011 году (820,8 тысячи тонн). В 2013 году ожидается рост транзитных перевозок на 5-6%, сообщает www.newsru.com.

Поделиться: