13:2920.03.13

В России немногие регионы используют форму государственно-частного партнерства

В России немногие регионы используют форму государственно-частного партнерства

Проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» разработан Минэкономразвития России в соответствии с поручениями правительства России от 23 декабря 2011 года и 28 апреля 2012 года. Документ был рассмотрен на заседании кабинета министров 7 марта. Спустя неделю на сайте правительства России опубликована справка к законопроекту «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», внесенному правительством в Госдуму РФ.
«Текущий законопроект определяет основу государственного регулирования в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП), а также подробно и чётко прописывает компетентность субъектов Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений государственно-частного партнерства, комментирует новый законопроект Тамара Касьянова, первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров». - Наряду с этим, данный законопроект не оставляет без внимания проблему частного бизнеса. Согласно проекту закона будут установлены гарантии прав и законных интересов частных партнеров и кредиторов.
Согласно мнению разработчиков и инициаторов законопроекта, России необходимо не просто декларировать этот принцип в законодательных актах субъектов федерации, но, в том числе, изживать формы концессии и «нормативных несостыковок» региональных договоров ГЧП. Однако при детальном анализе законопроекта можно обнаружить, что в тексте проекта есть положение, исключающее из области его применения проекты государственно-частного партнерства, реализуемые за счёт средств «бюджетных ассигнований инвестиционных фондов». Есть большая вероятность, что подобные проекты будут реализовывать на основе действующего закона о концессиях.
В целом, необходимость в заключении договоров ГЧП возникает прежде всего в тех сферах, за которые государственные институты традиционно несут ответственность. В это число входит транспортная, социальная инфраструктура, ЖКХ, образование, в отдельную категорию выделяются промышленность и производство. Однако для большей эффективности развития ГЧП необходимо выделение нескольких перспективных направлений. Анализируя опыт зарубежных стран, в частности ЕС и США, можно сделать вывод, что большое количество данных проектов осуществляется в транспортной, социальной инфраструктуре и сфере ЖКХ. В менее развитых странах, чем ЕС и США, таких как Китай, Индия, Бразилия и т.д. активно развивается ГЧП в производственной инфраструктуре. В частности, подобные страны за период с 1990-2010-ые годы реализовали более 3000 проектов ГЧП. При этом формы концессии занимают доминирующее положение. На них приходится 3/4 общего числа проектов ГЧП и 60% их стоимости.
Что касается России, то, обращение к государственно-частному партнерству происходит в периоды кризиса. Данный «тренд» ярко демонстрирует активизация темы ГЧП в период дефолта 1998 года и мирового финансового кризиса 2008 года. Данная активизация происходила из-за того, что мировая цена на нефть снижалась, а это, в свою очередь, обуславливало снижение средств, поступающих в бюджет. В периоды нормализации мировых цен на нефть, о ГЧП забывали. На сегодняшний день лишь немногие регионы используют форму государственно-частного партнерства. Среди них можно выделить Томскую область и Санкт-Петербург, которые активно и, вместе с тем, эффективно используют форму государственно-частного партнерства при содействии МБРР и Внешэкономбанка.
Сегодняшнее возвращение к государственно-частному партнерству, скорее всего, вызвано ориентацией правительства России на уход из доминирования сырьевого сектора в сторону инновационного характера экономики. В свою очередь, инновации, в большей части, находят своё воплощение и развитие именно на производстве и в промышленной сфере. Важно отметить, что данный законопроект вносит важное новшество, которое состоит в отмене конкурса на передачу земельных участков, необходимых для реализации проекта. Вместо этого будет проводиться один конкурс на весь проект ГЧП. Данная норма существенно облегчит процедурные, финансовые и прочие ресурсные затраты, преимущественно у «молодых» предпринимателей. Помимо этого, данная норма облегчит производственным и промышленным предприятиям процедуры расширения и развития.
Общественная общероссийская организация «Российский союз инженеров» поддерживает данный законопроект, он не только создаст единую юридическую форму договора на территории РФ, но и облегчит развитие практически всех отраслей экономики России, поскольку ГЧП это, прежде всего, снижение бюджетных затрат государства и повышение экономической эффективности бизнеса. Безусловно, данный законопроект нужно принимать, опираясь на зарубежный опыт развитых и развивающихся стран. В частности, для успеха проекта ГЧП в зарубежных странах соблюдаются следующие условия: чёткие цели проекта, сформулированные государством, фактическая юридическая и политическая поддержка правительства, прозрачность бюрократических процедур, создание эффективной структуры проекта и снижение уровня коррупции. При соблюдении всех вышеперечисленных условий данный законопроект, в случае принятия, способен оказать положительный эффект на экономику России».

 

 

Поделиться: