15:4925.03.13

Высокие технологии изменят мировую карту нефтедобычи до неузнаваемости уже в ближайшие годы

Высокие технологии изменят мировую карту нефтедобычи до неузнаваемости уже в ближайшие годы

В Международном энергетическом агентстве прогнозируют радикальную трансформацию отрасли: «Новые технологии в добыче кардинально изменят мировую карту добычи и глобальной торговли сырьём уже в ближайшее 10-15 лет». В мировой экономике наступает новый этап - эра высокотехнологичных нефти и газа. Как отметил на конференции CERAWeek в Хьюстоне президент «Роснефти» Игорь Сечин (фото), сегодня появляются первоочередные масштабные задачи и условия для переформатирования отрасли, консолидации на базе новой технологической платформы.
В геологоразведочные работы на российском шельфе «Роснефть» в ближайшие 10 лет планирует инвестировать 1,2 трлн рублей (40 млрд долларов). По словам Сечина, компании, не готовые к новым условиям глобального рынка, рискуют остаться позади, если у них есть затруднения с пополнением ресурсной базы или они недостаточно эффективны в ее освоении. Уровень замещения запасов у «Роснефти» в 2009-2011 годах был больше, чем у коллег по отрасли, превысив 200 процентов в год, в 2012 году - 130 процентов (без учёта шельфовых запасов), и оказался дешевле, чем у конкурентов.
Активнее идти на новые неизведанные территории «Роснефть» подталкивает успешный опыт освоения Сахалинской нефтегазовой провинции, где она владеет более чем 30 лицензиями на суше: первые баррели нефти здесь были получены ещё в 1928 году. Сейчас «Роснефть» работает в уникальных проектах на шельфе Охотского моря: «Сахалин-1», -3, -5» и Северное Чайво. Разработка месторождений проводится и с суши, и с морских платформ с помощью новейших технологий. Один из примеров инновационного решения - рекордная наклонно направленная скважина длиной более 12 километров в проекте «Сахалин-1», проведенная буровой установкой «Ястреб», не имеющей аналогов в мире. Есть и другие примеры высокой технологичности компании, в частности использование таких методов добычи, как многостадийный гидроразрыв пласта в сочетании с горизонтальным бурением. Специалисты «Роснефти» активно применяют бурение горизонтальных скважин с отходом от вертикали до 7 километров и с эффективной проводкой до 1 километра в пластах толщиной всего 3-4 метра.
«Роснефть» за последние два года активно наращивала портфель технологически сложных проектов добычи на шельфе и расширяла спектр международного партнерства. Ожидаемые извлекаемые ресурсы «Роснефти» на российском шельфе составляют 275 млрд баррелей нефтяного эквивалента. В числе партнеров «Роснефти» по освоению арктических проектов уже есть три крупнейших глобальных игрока: американская «ExxonMobil», итальянская «Eni» и норвежская «Statoil». Инвестиции на первом этапе геологоразведки на российском шельфе составят около 14 млрд долларов и предусматривают бурение 96 скважин.
Соглашение с «ExxonMobil» о стратегическом сотрудничестве было заключено еще в 2011 году, первая договоренность касалась разработки трех участков в Карском море (с оценочными ресурсами в 4,9 млрд тонн нефти и 8,3 трлн кубометров газа) и Туапсинского прогиба на шельфе Черного моря (1,2 млрд тонн нефтяного эквивалента). Доля «Роснефти» в этих проектах - 66,7 процента, доля Exxon - 33,3 процента. В обмен дочерняя компания «Роснефти» - «Neftegaz Holding America Ltd» получила 30 процентов в проекте в Западном Техасе. В начале этого года «Роснефть» получила лицензии еще на 12 участков арктического шельфа (10 млрд тонн нефти и 7 трлн кубометров газа), 7 из которых были предоставлены «ExxonMobil», в обмен она получила опцион на приобретение 25 процентов в проекте газового месторождения «Point Thompson» на Аляске (запасы - 3 трлн кубических метров).
В начале марта этого года «Роснефть» заключила ещё одно соглашение с «ExxonMobil» о получении 30 процентов в 20 блоках в Мексиканском заливе. Их площадь составляет около 450 кв. километров и располагается на глубине от 640 до 2070 метров, но оценка запасов пока не объявлена. Это доступ к богатейшему нефтегазоносному бассейну мира, освоение которого потребует применения самых современных технологий. Полученные знания и опыт могут быть использованы при освоении глубоководных участков российского шельфа, отметил Сечин. Доказанные запасы месторождений Мексиканского залива достигают 4,7 млрд баррелей нефтяного эквивалента, сейчас добыча составляет около 20 процентов от общего уровня добычи в США (данные «Energy Information Administration»).
Подписанные в 2012 году соглашения «Роснефти» с «Eni» предусматривают создание СП с долями 66,67 и 33,33 процента соответственно для освоения участков шельфа на Баренцевом и Черном морях. «Eni» взяла обязательство полностью профинансировать затраты на выполнение лицензионных обязательств по геологоразведочным работам и компенсировать 33,33 процента расходов на приобретение лицензии по каждому из проектов, а по Западно-Черноморскому участку с оценочными извлекаемыми ресурсами нефти в 1,4 млрд тонн - основную часть затрат на уже проведенную геологоразведку в 2004-2011 годах. Бурение поисково-оценочных скважин запланировано на 2015-2016 годы. Перспективные извлекаемые ресурсы нефти по Федынскому и Центрально-Баренцевскому участкам составляют 2 млрд тонн, газа - 1,9 трлн куб. метров, сейсмические исследования 2D запланированы с 2013 года, 3D - в 2015-2016 годах, бурение двух поисковых скважин - в 2019-2020 годах.
Специфика неизведанности территории арктического шельфа диктует особую щепетильность в вопросах экологии.
В прошлом году «Роснефть» и «Statoil» подписали Декларацию об охране окружающей среды и сохранении биологического разнообразия при разведке и разработке ресурсов арктического шельфа. Компании намерены координировать действия по сохранению биологического разнообразия Арктики и проводить регулярный мониторинг изменения природного ландшафта и морей. Для нас вопросы защиты окружающей среды стоят на первом месте, особенно когда речь идет о разработке ресурсов Арктики, - заявил Сечин при подписании декларации. «Мы полностью поддерживаем инициативу «Роснефти». Положения декларации соответствуют нашим ценностям и стремлению компании ежедневно обеспечивать безопасность людей и охрану окружающей среды», - солидарен гендиректор «Statoil» Хельге Лунд.
Прошлый год ознаменовался началом масштабных работ «Роснефти» на российском арктическом шельфе: проведен комплекс геологоразведочных работ на участках в Карском море и совместно с «ExxonMobil» выбрана первоочередная структура для бурения в Карском море - Университетская. Начало бурения запланировано на 2014 год - на год раньше срока, предусмотренного лицензией. Как рассчитывают в компании, по результатам бурения скважины уже к концу 2014 года будет открыта новая нефтегазоносная провинция на арктическом шельфе страны. Оценка ресурсной базы только этого блока составляет более 35 млрд баррелей нефтяного эквивалента, а ресурсов Карского моря в целом - более 100 млрд баррелей. В этом году, по планам компании, объём сейсморазведки 2D и затраты на геологоразведку должны быть сопоставимы с фронтом работ и затратами за предыдущие 10 лет деятельности «Роснефти» на шельфе.
Сейчас «Роснефть» обсуждает совместные проекты на шельфе и с британской ВР. В начале марта Сечин посетил научно-технический центр BP в Хьюстоне, где ознакомился с инновационными технологиями в области геологоразведочных работ морских месторождений и добычи трудноизвлекаемых углеводородов. На переговорах речь шла и о возможностях проектов в Арктике.
Участие в арктическом шельфе - масштабное начинание, считает Сечин: речь идёт об инвестициях около 500 млрд долларов на первом этапе.
Инвестиции в разработку высокотехнологичных шельфовых ресурсов нефти и газа распространяются на всю экономику, создавая рабочие места, развивая смежные отрасли: мультипликативный эффект 1 доллара инвестиций в проекты, по оценкам аналитиков, дает 3-7 долларов роста ВВП. Взятые «Роснефтью» и партнерами обязательства по локализации в России значительной части оборудования позволят привлечь большое количество местных производителей и поставщиков - инвестиционные решения на шельфе формируют якорный заказ для стимулирования российской промышленности. Только на первом этапе планируется строительство нескольких десятков плавучих платформ, что создаст дополнительный спрос на продукцию машиностроения, судостроительной отрасли и поддержит развитие наукоемких технологий. Строительство крупных инфраструктурных объектов приведет не только к появлению новых рабочих мест, но и стимулирует развитие удаленных регионов страны: в результате шельф даст импульс нефтегазовой индустрии, которая способна стать локомотивом российской экономики, пишет «Российская газета».

Поделиться: