12:3202.04.13

«Мурманск» капут: на утилизацию списанного российского крейсера норвежцы уже потратили более 50 млн долларов

«Мурманск» капут: на утилизацию списанного российского крейсера норвежцы уже потратили более 50 млн долларов

В Норвегии подходит к концу уникальная операция по утилизации списанного российского крейсера «Мурманск», ржавеющего на мели возле острова Серойа в провинции Финмарк. «Наконец-то удалось загерметизировать сухой док, построенный вокруг корабля, и уже в апреле его начнут резать на части», - оптимистично сообщил представитель Прибрежной администрации Норвегии Кнут Арнхус. Радость властей понятна. На удаление «Мурманска» норвежцы уже потратили более 50 млн долларов, что является самой дорогостоящей экологической операцией в истории страны, пишет www.newizv.ru.
Эта история началась в рождественский сочельник 24 декабря 1994 года, когда крошечный прибрежный поселок Сорвер в северной Норвегии готовился к празднику. Звонил колокол в деревянной церквушке, а две сотни жителей рыбацкой деревни сидели по домам, наслаждаясь соблазнительным запахом овсяной каши со сметаной, горшки с которой уже несколько часов томились в духовках. В давние времена в здешних краях действовало «прибрежное право», согласно которому все, что выбрасывало море, считалось собственностью местных жителей, поэтому важной частью молитвы, с которой аборигены садились за праздничный стол, были слова «Господи, пошли нам богатый корабль». Прозвучали сокровенные строки и в этот раз, но, конечно же, исключительно как дань традиции, а не как кровожадный призыв предков.
И, о чудо! Небеса услышали мольбу. Декабрьский шторм, уже неделю бушевавший в Норвежском море, пригнал к самому порогу рыбацкой деревушки гигантский военный корабль. Он прочно сел на мель в нескольких десятках метров от суши, направив орудия главного калибра прямо на потомков морских разбойников. Возле деревушки располагалась радарная станция НАТО, что вызвало легкую панику среди обслуживающего персонала. Вскоре выяснилось, что тревога оказалась ложной. К берегу прибило списанный российский крейсер «Мурманск», проданный в Индию на металлолом. Шторм оборвал стальные тросы, на которых буксир тащил бывшую гордость советского Военно-морского флота вдоль норвежского берега, и «Мурманск» отправился в последнее самостоятельное плавание, продолжавшееся четверо суток. Береговая охрана и ВМС Норвегии тщетно пытались заарканить махину длиной 211 метров и весом в 17 тысяч тонн. Крейсер успешно «отбил» все попытки взять его на абордаж, пока сам не выбрал место для своей последней стоянки.
«Мурманск» безопасен и останется у Сорвера до лучших времен. Возможно, впоследствии он превратится в искусственный риф, вокруг которого закипит богатая морская жизнь», - заявляли представители властей во время встреч с местными жителями. При этом чиновники ссылались на американский пример: США, мол, специально затопили авианосец в Тихом океане, чтобы привлечь к нему рыб и прочих морских обитателей.
Поселковое население разделилось на два лагеря. Одни продолжали бомбардировать Осло письмами с требованием удалить «Мурманск», который портил пейзаж, а также давил на психику местных жителей: тяжело просыпаться каждое утро и, выглянув из окна, видеть нацеленные прямо на твою кухню тяжелые орудия бывшего вражеского корабля. Другие смирились с застрявшим в их краях стальным чужаком, научившись извлекать из него прибыль. Кто-то организовывал экскурсии на ржавое чудовище, кто-то потихоньку скручивал с него детали из меди и латуни, выгодно продавая их торговцам металлоломом. В июле 2008 года коммунальные власти даже стали серьезно обдумывать идею превращения «Мурманска» в центр регионального туризма. Россиянин Андрей Мантула, отец которого когда-то служил на этом корабле, водрузил на нем в день ВМФ военно-морской флаг СССР, желая таким образом привлечь внимание соотечественников к постыдному финалу боевой службы «Мурманска». Ведь крейсер, построенный в 1953 году, достойно нес тяжелую службу в разных точках Мирового океана в самый «горячий» период «холодной войны».
Гром грянул в августе 2008 года, когда в компанию, торгующую металлоломом, несколько «охотников за сокровищами» притащили контейнер с элементами электронного оборудования, снятого с «Мурманска». Проверили добычу счетчиками Гейгера, и приборы тревожно запищали. Как выяснилось, «фонили» датчики пультов управления радарами. «В 50-е годы во всем мире было принято использовать радиоактивное покрытие шкал приборов, светившихся в темноте. Это так называемые альфа-изотопы, не проникающие через кожу, но убивающие, оказавшись внутри», - это заявление эксперта по радиации Оле Мартина Роннинга, сделанное в интервью «Aftenposten», всколыхнуло Норвегию.
В результате работы по утилизации «Мурманска» начали немедленно. Решили соорудить вокруг крейсера сухой док и, откачав из него воду, приступить к резке корабля. Столь сложная и дорогая схема была выбрана для того, чтобы безопасно утилизировать 95% материалов «Мурманска». Док принялись изготавливать летом 2009 года. Кроме того, была выстроена дамба, отсекавшая место работ от ударов штормовых волн. Тем не менее шторма раз за разом пробивали стенки дока, поэтому завершение работ многократно откладывалось. И вот, наконец, строителям удалось справиться со стихией. Норвежцы надеются, что они теперь навсегда простятся с российским «сюрпризом».

Поделиться: