09:5104.04.13

Досмотр пассажиров на вокзалах незаконен и бессмысленен

Досмотр пассажиров на вокзалах незаконен и бессмысленен

Как мы уже сообщали, с 1 апреля в России начались мероприятия по массовому досмотру пассажиров и их багажа на 32 крупнейших железнодорожных узлах.
Эта инициатива обосновывается требованиями безопасности и разрабатывалась несколько лет, однако она оказалась неподготовленной ни технически, ни юридически. Дело в том, что пункты досмотра неспособны пропустить через себя тысячи пассажиров без задержки рейсов. Кроме того, закон запрещает обыскивать российских граждан без достаточных оснований, в том числе и на вокзалах, сообщает www.rosbalt.ru.
«Мы оказались в сложной правовой ситуации. Сейчас пассажир может отказаться от досмотра, но тогда мы обязательно приглашаем офицера полиции и всё равно проводим досмотр. Надеюсь, что эта правовая лакуна будет ликвидирована законодателем. Что касается возмещения возможного ущерба, связанного с задержками пассажиропотоков, то я не думаю, что это возможно. Мы просим пассажиров приходить заранее, чтобы успеть пройти досмотр. Но если пассажир задерживается на досмотре, поезд уйдёт без него», - рассказал заместитель начальника Октябрьской железной дороги по безопасности и режиму Николай Клюквин.
«Досмотры на вокзалах и поездах абсолютно незаконны, и мне непонятно, почему прокуратура не реагирует на такое массовое и публичное нарушение законодательства», - заявил адвокат Николай Заворин. Кроме того, он напомнил, почему 50 лет назад во всем мире начали досматривать в аэропортах, но не делают этого на других видах транспорта.
«Самолёт летит на большой высоте, и достаточно небольшого количества взрывчатки, буквально 200-300 граммов, чтобы произошла разгерметизация салона и разрушение всей конструкции. Поэтому строгие меры контроля в аэропортах оправданы соображениями безопасности. Но пронос 300 граммов тротила в поезд не приведёт к таким жертвам, как в самолете. Больше того, чтобы устроить серьезный теракт, нужно взрывать железнодорожное полотно, а не купе поезда. Поэтому нет никаких реальных обоснований для мер, подобных тем, что незаконно практикуются в России с 1 апреля. Давайте ещё в автобусах и трамваях досмотры делать - вместо того, чтобы заниматься предупреждением терактов, как работают спецслужбы во всем мире», - заявил юрист.
Несмотря на правовые коллизии, ОЖД не собирается отказываться от систем досмотра пассажиров, а, напротив, активно внедряет их на новых направлениях. Помимо стандартных магнитных рамок в досмотровых пунктах появились рентгеновские аппараты, которые, однако, пока не используются, поскольку у ОЖД нет лицензии «Росатома», а персонал не прошел необходимую подготовку.
Интересно, что специалисты вообще не понимают, зачем устанавливать на вокзалах дорогие и сложные в обслуживании рентгеновские установки или детекторы радиации, которые реагируют даже на онкологических больных, прошедших курс радиотерапии. Эти устройства не предотвращают теракты, а вся система, внедряемая РЖД, выглядит как проект тотального контроля за гражданами России, утверждают эксперты.
При этом исполнители на местах, т.е. частные охранники и сотрудники транспортной полиции, получают возможность бесконтрольно вымогать у пассажиров деньги под реальной угрозой опоздания на поезд. С учетом того, что денежное содержание у этих служб за последние годы реально так и не выросло, а коррупция остается бичом правоохранительных органов, о борьбе с терроризмом тут говорить не приходится.
Практика тестового использования систем досмотра на вокзалах в Москве и Петербурге подтверждает этот тезис - за три последних года с помощью рамок или рентгеновских аппаратов не был предотвращен ни один теракт и не выявлен ни один случай незаконного проноса взрывчатки или оружия. Т.е. система стоимостью в десятки миллиардов рублей фактически себя не оправдывает.
Единственным разумным с точки зрения безопасности нововведением, внедряемым сейчас на объектах РЖД, эксперты называют систему мониторинга. Видеонаблюдение не мешает пассажирам, но позволяет контролировать ситуацию как на вокзалах, так и на железнодорожных путях. Это делают специалисты РЖД в так называемых ситуационных центрах.
«Мы оснастили железнодорожные магистрали не только видеокамерами, но и тепловизорами, позволяющими видеть живые объекты в темноте или условиях плохой видимости. И если живой объект не просто переходит железнодорожное полотно, а задерживается там и начинает что-то делать, включается режим тревоги», - рассказал Николай Клюквин.
Кроме того, на путях регулярно работают патрули службы контроля железнодорожного полотна.
Примечательно, что как раз система мониторинга за последние годы проявила себя положительно, однако подробности этих инцидентов спецслужбы не раскрывают. Тем не менее упор делается не на наблюдение и мониторинг, а на досмотр пассажиров - в прошлом году было закуплено более 180 рентгеновских установок конвейерного типа для багажа, более 50 рентгеновских сканеров для пассажиров, а также 116 металлодетекторов, всего на сумму 1,5 млрд рублей. До конца 2013 года будут успешно освоены еще 4 миллиарда на те же цели.
Что касается юридических коллизий, то ожидается, что депутаты Госдумы узаконят обыски пассажиров в ходе весенних заседаний парламента.

Поделиться: