16:2709.04.13

Морская платформа, замри: трудности таможенного регулирования на шельфе Российской Федерации

Морская платформа, замри: трудности таможенного регулирования на шельфе Российской Федерации

На предыдущей конференции «Логистика в Арктике» её участниками уже поднимался вопрос осуществления таможенных операций в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Однако по причине того, что состав участников конференции постоянно обновляется, возникла необходимость в этом году вновь вернуться к этому вопросу. С докладом по нему в ходе III международной конференции «Логистика в Арктике» выступил начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Мурманской таможни Альберт Дужак.
«Отмечу, что за прошедший год каких-то серьёзных изменений в таможенном законодательстве не произошло, - сказал Альберт Михайлович. - Единственное, что с недавних пор все процессы в первую очередь регламентируются законодательством Таможенного Союза, а уже во вторую очередь - российским законодательством».
К таможенной территории Таможенного Союза прежде всего относятся территории трёх государств (России, Беларуси и Казахстана) и искусственные сооружения, находящиеся вне пределов государств и в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Как правило, такие объекты находятся в пределах исключительной экономической зоны или на континентальном шельфе, например, буровые установки. Поэтому в данном случае важным является тот факт, что сама территория исключительной экономической зоны и континентального факта не являются таможенной территорией. Таковыми являются только сами искусственные объекты, соответственно пределы таких объектов являются своего рода таможенной границы.
Как отметил Альберт Дужак, таможенная граница используется только в целях тарифного и нетарифного регулирования в целях высвобождения товаров, которые помещаются из третьих стран на территорию исключительной экономической зоны. Так как искусственные объекты, являющиеся таможенной территорией, могут находиться и внутри границ государства, то портовая особая экономическая зона, которая планируется к работе в Мурманской области, может стать своего рода объектом с таможенными границами.
«Объектом с таможенными границами, например, буровая установка станет только тогда, когда будет установлена стационарно, - пояснил Альберт Михайлович. - С этого момента все товары, которые будут поступать из третьих стран на эту буровую установку, необходимо будет помещать под какую-либо таможенную процедуру. При этом товары напрямую поступать туда не смогут. Сперва их надлежит провести через специальный пункт пропуска, а уже потом перемещать на буровую установку».
При этом он отметил, что в законодательстве нет таких понятий как «буровая установка», из-за чего иногда возникают трудности при осуществлении таможенных операций.
Некоторые эксперты уже не раз отмечали несовершенство схемы осуществления таможенного контроля в ситуациях, схожих в транспортировкой грузов на платформы и иные объекты, попадающие под юрисдикцию Таможенного Союза. Некоторые не понимают, как трактовать законодательство в отношении передвижных самоходных платформ, подобие которых намеревалось использовать, например, при освоении Штокмановского месторождения. Несмотря на то, что шероховатости таможенного законодательства признаются и самими сотрудниками таможенной службы, решается проблема не очень спешно.

Поделиться: