Как ИА «Nord-news» уже сообщало, сегодня в Мурманске прошла встреча региональных журналистов с политологом, генеральным директором Международного Института политической экспертизы Евгением Минченко. Евгений Николаевич рассказал о региональной политике федерального центра в условиях проводимой в стране политической реформы. Во время этой встречи журналисты задали заезжему политологу волнующие их вопросы (подробности на видео).
Юрий Завьялов, телекомпания «ТВ-21»: «Какова будет позиция федерального центра и на местах по поводу прямых выборов глав муниципальных образований?»
Евгений Минченко: «Позиция федерального центра такая: мы ничего не будем навязывать муниципалитетам. Можно признать, что кампания по повальной сити-менеджеризации оказалась неэффективной. Видимо, механизм прямых выборов мэра, избираемых населением, создаёт больший уровень ответственности. Опять же, есть и политтехнологическая составляющая. Вот взяли и отказались от выборов губернаторов, стали их назначать. Начали отказываться в ряде регионов от прямых выборов мэров. Начали делать главой города избираемого городской думой. А потом оказывается, что когда надо давать результат на федеральных выборах, неизвестно, на чей авторитет опираться. У губернатора - низкий рейтинг, главу города чаще население и не знает. В Мурманске это более известный человек, а в Екатеринбурге, где мы проводили недавно опрос, фамилию главы города смогли назвать всего 15% жителей. И из этих ответов половина - неправильная. Поэтому в ряде муниципалитетов тема возврата прямых выборов мэра обсуждается, но обратной кампании нет. На ваше усмотрение. В принципе мы считаем, что институт сити-менеджеров себя не оправдал».
Алексей Ёлкин, журналист ГТРК «Мурман»: «Ситуация с назначением губернаторов, введением института сити-менеджеров. Как вы считаете, это просчёты и ошибки своего времени или сиюминутные потребности, которые потом просто сменились?»
Евгений Минченко: «Что касается назначения глав регионов. Как становилась та модель власти, которую подстраивал под себя Владимир Путин. Сначала он в союзе с частью старой элиты победил другую часть старой элиты. Он с этой старой элитой, в составе которой было очень много старых региональных лидеров - блок «Отечество - вся Россия». Путин с ними замирился и минимизировал политическое влияние олигархов делом Ходорковского. Следующим этапом всё равно должна была стать зачистка губернаторской вольницы, ликвидация фактически автономных режимов в регионах. Она была проведена. Но была вынужденно растянута для того, чтобы главы старых регионов согласились на назначаемостью. Там была такая история, чисто политтехнологическая. Сначала ввели ограничение на количество сроков, потом сказали: «Ребята, если хотите оставаться, надо просто поменять порядок - сменить выборы на назначения. И тогда 45 - снова ягодка опять. Сроки обнуляются - и поехали». И они согласились. И, видимо, Путин давал какие-то гарантии, что это всё надолго. А потом пришёл Дмитрий Анатольевич Медведев, который быстро и бодро зачистил большую часть старожилов. Пошли с вопросами к Путину, а он говорит: «Президент поменялся. Дмитрий Анатольевич - такой, знаете. Характер крутой. Ничего не могу поделать». Даже пытался как-то Медведева с Лужковым помирить.
Губернаторскую вольницу демонтировали, но оказалось, что качество работы новых управленцев, мягко говоря, не всегда является высоким. Поэтому приняли решение вернуться к выборам. Я не думаю, что Путин считает, что это было ошибкой. Это был необходимый элемент политической стратегии на том этапе.
Система сити-менеджеров какую перед собой задачу ставила: разрешить типовой конфликт главы региона и столичного города. Минимум в половине регионов такой конфликт существовал. Решили их число минимизировать. Не секрет, что новую политическую систему мы пытаемся строить на фундаменте Ельцина. Возникла мысль, что Россия очень разная. И в разных регионах и даже в муниципалитетах может и должно быть по-разному. Завтра в Дагестане мы будем обсуждать порядок наделения полномочиями глав регионов. Есть установка, что это должно распространяться только в республиках Северного Кавказа. Там очень сложная ситуация, и в том же самом Дагестане никогда не было прямых выборов главы регионов. Его назначение было результирующим компромиссом между различными этническими группировками».
Марина Гончаренко, главред областной газеты «Мурманский Вестник»: «Какие встречи и с какими руководителями у вас сегодня запланированы?»
Евгений Минченко: « Я бываю в очень большом количестве российских регионов. Встречаюсь, как с руководителями регионов, мэрами, руководителями ведущих политических партий, политическими экспертами. Мы делаем очень большой политический анализ по регионам, делать его исключительно из Москвы, не чувствуя регион, не имея контактов с ним, было бы, по меньшей мере, опрометчиво. У нас большой объём аналитики, как открытой, так и закрытой.
Насчёт встреч. Я и вчера встречался, и сегодня буду встречаться. Я вам обозначил круг лиц».
Марина Гончаренко: «Это разные ветви власти, я так понимаю?»
Евгений Минченко: «Несомненно. Вот со спикером вашим  вчера общался. Законодательного собрания».
Алексей Ёлкин: «Как он вам?»
Евгений Минченко: «Интересный тип регионального политического деятеля».
Алексей Ёлкин: «А вы ему рассказали о 8 млн долларов?» (ИА «Nord-news» уже сообщало, политолог отметил, что в Мурманской области явно ведётся информационный шантаж главы региона, затраты на который экспертами оцениваются в 8 млн долларов. - Авт.)
Евгений Минченко: «А зачем»?
Алексей Ёлкин: «Так то - да».
Вероника Селивёрстова, «Интерфакс»: «Но если вы говорите, что корни этой кампании - внутри региона»...
Евгений Минченко: «Послушайте, я же здесь для того, чтобы получать информацию»...
Вероника Селивёрстова: «Но получить информацию можно, только спровоцировав собеседника».
Марина Гончаренко: «Это наши методы работы».
Евгений Минченко: «Это вы, акулы пера, можете так. Мы же пытаемся вежливо и дружелюбно выяснить мнение региональной элиты».

Поделиться: