13:4903.05.13

Международная организация «Репортеры без границ» в список «врагов свободы прессы» внесла Владимира Путина

Международная организация «Репортеры без границ» в список «врагов  свободы прессы» внесла Владимира Путина

По случаю отмечаемого 3 мая Всемирного дня свободы печати международная организация «Репортеры без границ» обнародовала новый список «врагов свободы прессы». В нём упоминаются в общей сложности 40 глав государств, а также военизированные группировки и мафиозные организации, преследующие независимых журналистов и средства массовой информации.
В списке вновь оказался президент России Владимир Путин. «Репортеры без границ» отмечают, что после возвращения Путина в Кремль власти усилили давление в ответ на беспрецедентные протесты оппозиции. Авторы доклада напоминают, что в стране за последние 13 лет были убиты 29 журналистов.
Как ИА «Nord-news» уже сообщало, Россия также попала, как и все предыдущие годы, в список стран, где безнаказанно убивают журналистов.
Кроме российского президента в отчёте упоминается белорусский лидер, главы Туркмении, Азербайджана, Китая и Северной Кореи, а также мексиканские наркокартели, итальянская мафия и лидер радикального исламского движения «Талибан» Мулла Омар. В то же время из списка исключены группировка баскских сепаратистов «ЭТА» и президент Бирмы Тейн Сейн, отмечает «Deutsche Welle».
Американская правозащитная организация «Freedom House» опубликовала рейтинг 196 стран мира по уровню свободы СМИ. Правозащитники поделили страны на «свободные», «частично свободные» и «несвободные», сообщает «Русская служба RFI».
Россия попала в группу «несвободных», заняв 176-е место. По мнению «Freedom House», российские власти практически полностью контролируют телевидение, радио и прессу. За год Россия скатилась в этом рейтинге с 172-го на 176-е место. В число «частично свободных» стран попали Грузия (96-е место) и Украина (131-е место). Замыкают рейтинг несвободных для СМИ стран Узбекистан, Беларусь, Туркменистан и Северная Корея. Напротив самыми свободными странами для журналистов признаны Норвегия, Швеция, Бельгия, Нидерланды и Финляндия.
В подробном докладе по России, который публикует радио «Эхо Москвы», говорится, что плюрализм в СМИ в 2012 году продолжал сокращаться в связи с тем, что их частные владельцы, лояльные Кремлю и региональным властям, усилили давление на журналистов. Независимые СМИ вынуждены снизить градус критики из-за сокращения доходов от рекламы и того, что они теперь вынуждены заключать контракты о рекламе с государственными агентствами. Теперь, по мнению «Freedom House», осторожная политическая дискуссия возможна только в глянцевых еженедельниках, на новостных сайтах и на «Эхе Москвы» - аудитория этих СМИ преимущественно состоит из образованных горожан. Ретрансляция зарубежных радио- и телепередач в России ограничена: большинство частных радиостанций, вещающих на FM-частотах, под давлением отказались от трансляции новостных передач «ВВС», радио «Свобода» и «Голоса Америки», так что этот контент мог сохраниться только на менее доступных массовому слушателю частотах.
В обзоре также упоминаются все законы, принятые с мая 2012 года, - закон об ужесточении ответственности за нарушения на митингах, об НКО-«иностранных агентах», о чёрном реестре Роскомнадзора, о выдворении USAID из России. Также правозащитники отметили доклад ОБСЕ о хвалебных материалах о Путине в СМИ перед президентскими выборами и об обвинениях блогеров и журналистов, критикующих власти, в экстремизме, клевете и других нарушениях. В обзоре отмечается и критика Путина в адрес «Эха Москвы», когда он обвинил радиостанцию в обслуживании интересов США и в поливании его самого «поносом» в январе 2012 года, и последовавшее давление на радиостанцию, в результате которого она была вынуждена провести перестановки в совете директоров.
Арч Паддингтон, вице-президент «Freedom House», считает, что в лице Владимира Путина российская свободная пресса получила уникального противника. «В том, что касается контроля за телевидением и другими традиционными средствами информации, Путин являет собой образец для других авторитарных лидеров, - сказал Паддингтон в интервью радио «Свобода». - Он создал систему, в рамках которой государство контролирует главные телеканалы, являющиеся главным средством информации для россиян, и использует их в политико-пропагандистских целях. Но в освещении тем, не касающихся напрямую прямых политических интересов Кремля, российская пресса сохраняет определенный уровень свободы. Поэтому большая часть российской телеаудитории и политическую пропаганду на телевидении воспринимает как правду. В этом заключается коварство созданной Путиным системы. И его опыт копируют другие режимы: в Латинской Америке, в Центральной Азии, других регионах. Но я думаю, что задача контроля за интернетом более трудная. Китайцы достигли наибольших «успехов» в фильтрации информационных потоков в интернет-пространстве. Но это потребовало создания гигантского бюрократического аппарата, который осуществляет цензуру и контроль. Сможет ли Путин зайти столь далеко, пока непонятно».
Он также отметил, что в мире существуют двойные стандарты - страны, являющиеся важными игроками в глобальной экономике, источниками энергетических ресурсов, обладающие мощной армией и, тем более, ядерным оружием могут позволить себе гораздо большее, чем те, у кого нет ни политического, ни экономического влияния.
«Владимиру Путину сходят с рук репрессивные меры, которые обернулись бы серьёзными последствиями для многих других стран. Подобное отношение со стороны международного сообщества и к Китаю. С другой стороны, сравним это с положением Венгрии или Украины, которые являются объектом постоянной критики за отступление от демократических принципов», - сказал Паддингтон, пишет www.newsru.com.

Поделиться: