11:5206.05.13

Железнодорожники за билеты в день отправления будут драть с пассажиров втридорога

Железнодорожники за билеты в день отправления будут драть с пассажиров втридорога

РЖД начали продавать билеты по новым правилам. Эти хитрые правила называются «динамическое ценообразование». По новой системе стоимость билета на поезд теперь не является фиксированной, а зависит от наличия свободных мест, времени покупки билета, дня недели, сообщает www.online812.ru.
Динамическая система применяется только для вагонов класса купе, СВ и «Люкс». Стоимость билетов зависит от сезона, дня недели, спроса и количества проданных мест, говорят в ОАО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД»). За 45 суток до отправления поезда стоимость билета будет минимальной - самый дешёвый билет на верхнюю полку в купейный вагон на 15 - 20% дороже места в плацкартном вагоне. Минимальная стоимость тарифа в СВ, уверяют в ФПК, приближена к тарифам купе. По мере заполнения поезда тариф будет увеличиваться в соответствии со спросом.
Стоимость при этом не будет расти бесконечно, уверяет пресс-секретарь ОАО «ФПК» Марина Попова. Более того, по ее словам, максимальная стоимость на билет будет равна той, по которой билеты раньше продавались фиксированно, то есть в целом стоимость билетов снизится.
«Например, без применения технологии динамического ценообразования стоимость проезда по маршруту Москва - Казань в купе фирменного поезда составляла не менее 3428 рублей, - рассказывает Марина Попова, - а теперь пассажирам будет предложен тариф от 2554 рублей на нижней полке купе и от 2354 рублей на верхней».
Если же в продаже у конкурентов (например, авиакомпаний) есть билеты по более низким тарифам, это может сдержать рост цен, и тогда продажа по низким тарифам будет осуществляться вплоть до дня отправления поезда. По словам Марины Поповой, такая система ценообразования заимствована у авиаперевозчиков как более конкурентоспособная, так как позволяет пассажирам выбрать наиболее экономный вариант.
Внедрение динамической системы ценообразования пройдёт в два этапа.
Первый уже реализуется на базе 46 поездов дальнего следования по 4 направлениям: из Москвы в Петербург, Нижний Новгород, Воронеж и Смоленск.
Второй этап начинается с 26 мая и включает ещё 74 поезда дальнего следования по 10 направлениям: из Москвы в Архангельск, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Мурманск, Ростов, Самара, Сочи, Чебоксары и Кисловодск.
По словам Поповой, перечень направлений будет расширен после проведения маркетинговых опросов и согласования с государственными регулирующими органами. Тарифная политика никак не изменится по тем направлениям, на которых ОАО «ФПК» является монополистом по перевозке пассажиров в дальнем следовании.
Столкнувшиеся с новой системой ценообразования пассажиры, особенно ездящие по маршруту Петербург - Москва, пребывают в шоке - они уверяют, что цены при покупке билета день отправления серьезно выросли - и при этом нельзя предугадать, сколько в итоге билет в купе будет стоить. В итоге поездка в нефирменном ночном поезде Москва - Петербург обходится порой дороже, чем на самолёте и «Сапсане».
Разница цен на один поезд за 45 суток и за 1 день: стоимость мест купе и «люкс» на рейс № 063А Санкт-Петербург - Москва при покупке в день отправления (19 апреля) 5378 рублей и 8314 рублей соответственно.
На тот же рейс за 45 суток (2 июня) купе 2671 рублей, «люкс» - 5484 рублей.
Андрей Крамаренко, эксперт по рынку авиаперевозок:
- Динамическое ценообразование - составная часть системы управления доходами (RMS), которую для РЖД разработала компания «Sabre». Чем ближе к дате отправления, тем выше стоимость билетов - как вследствие того, что наиболее дешевые блоки мест выкупаются заранее, так и в связи с тем, что система закрывает дешёвые тарифы на этот период. Это практика, которая почти полностью заимствована из гражданской авиации. По оценкам РЖД, внедрение «динамического ценообразования» позволит увеличить выручку на 20 - 25%.
Посмотрим, как реализовано «динамическое ценообразование» РЖД на маршруте Москва - Петербург на фоне российских авиакомпаний. Средняя стоимость билета у РЖД (по трём поездам) в сутки отправления более чем в 2 раза выше, чем при открытии продаж за 45 суток. Из авиакомпаний лишь «Аэрофлот» поднимает цены за неделю до отправления (+84% в день вылета к 45 дням). Напротив, у «России» и S7 средние тарифы на рейсы 11 марта и 24 апреля оказались совершенно одинаковыми.
Среднее превышение тарифов в сутки вылета/отправления у «Аэрофлота» - 1,8 раза, у четырёх других российских авиакомпаний - всего 1,1 раза, у РЖД - в 2,1 раза.
Напомним, цены на проезд в плацкартных и общих вагонах с 1 января возросли на 20%. Подорожали и сопутствующие услуги - например, входящее в цену билета постельное белье стоит теперь 119 рублей вместо прежних 108.

Поделиться: