15:5706.05.13

Дополнительный контроль за банками со стороны общества не помешает

Дополнительный контроль за банками со стороны общества не помешает

Сразу после майских праздников депутаты могут в первом чтении рассмотреть законопроект, который в случае принятия обяжет банки наряду с госкорпорациями, бюджетными организациями, министерствами и компаниями, находящимися под контролем государства, раскрывать информацию о всех закупках, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая тендерами на приобретение зданий и автомобилей. Поправки вносятся депутатом Госдумы Валерием Селезневым в закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами» (223-ФЗ). 
В пояснительной записке автор законопроекта отметил, что «банки в своей деятельности оперируют в основном не собственными средствами, а средствами вкладчиков - в первую очередь граждан». При этом, считает Селезнев, банковская сфера уязвима и недостаточно стабильна, что продемонстрировал финансовый кризис, «справиться с последствиями которого банкам позволило лишь участие государства».
- В этой связи необходимо обеспечить гласность и прозрачность банковской деятельности, - заключил депутат.
Кроме того, по его мнению, принятие законопроекта позволило бы сократить банковские издержки, а сэкономленные средства «могут быть направлены на снижение кредитных ставок и размера банковских комиссий». Плюсы предложенной нормы ещё и в том, что средства граждан-вкладчиков будут расходоваться с большей эффективностью, а появление нового большого сектора заказчика товаров и услуг простимулирует развитие малого и среднего бизнеса.
В соответствии с законом о госзакупках организации, подпадающие под его действие, должны размещать на сайте zakupki.gov.ru свои положения о проводимых тендерах, изменения, вносимые в такие положения, планы и иную информацию о своих закупках. Интересно, что руководство банков с госучастием и естественных монополий, которые уже сегодня обязаны раскрывать информацию о своих тендерах, пытались выйти из-под действия 223-ФЗ. В начале октября прошлого года руководители «Газпромнефти», Сбербанка и ВТБ написали Владимиру Путину письмо, в котором просили не распространять нормы 223-ФЗ на госкомпании, работающие на конкурентных рынках. По мнению подписантов, существующее регулирование создает конкурентное преимущество для частных компаний, поскольку те в отличие от государственных не обязаны будут публиковать планы закупок и тратиться на выполнение закона.
В конце 2012 года Высшая школа экономики (ВШЭ) опубликовала результаты исследования его экономической эффективности, показавшие, что расходная часть на внедрение принципов закона в деятельности компаний сопоставима с экономическими выгодами, которые они получают от «опрозрачивания» закупок. По оценкам специалистов ВШЭ, стартовые затраты компаний, подпадающих под регулирование 223-ФЗ (затраты на разработку и принятие положения о закупках, иной необходимой информации, обучение сотрудников, перенастройку информационных систем и др.) составляют 122-160 млрд рублей, а дополнительные ежегодные затраты - от 152 до 302 млрд рублей. Потери, по мнению экспертов ВШЭ, понесёт и государственный бюджет.
Опрошенные «Известиями» эксперты не уверены, что закрепление за банками обязанности раскрывать информацию о своих закупках принесёт пользу.
- Для компаний с госучастием логика общественных закупок, когда государство должно давать гражданам информацию о том, как тратятся денежные средства, оправданна. Но для частных банков «опрозрачивание» не является самоцелью, поэтому для них работа по 223-ФЗ может быть только в минус, - говорит исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский.
По его словам, те компании, которые хотят эффективно закупать, в том числе и банки, тендеры проводят без специального указания со стороны государства.
- Но не обязательно делать это всегда публично: в ряде случаев правильнее закрывать информацию от поставщиков, заставлять их конкурировать между собой. Более того, иногда выход на долгосрочные контракты с контрагентами оказывается даже эффективнее тендеров, - отметил Сухадольский.
Введение нового закона добавит массу работы сотрудникам кредитных учреждений и увеличит расходы банков на персонал.
- Подобное вмешательство в дела частного бизнеса не только противоречит самой сути предпринимательства, самостоятельно определяющего, как и с кем ему работать, но и мало связано с вопросом защиты вкладов граждан, - считает юрист московского офиса Dentons Игорь Кокин.
- Какая связь между стоимостью скрепок и тем, как банк распоряжается деньгами клиентов? Граждан больше должно интересовать, попадает ли их вклад в программу страхования вкладов, - уверяет он.
Большинство банков и без того активно прибегают к тендерным инструментам.
- Руководство банка ответственно перед собственником. Интересы же клиентов, доверивших свои деньги кредитной организации, в значительной мере обеспечиваются Центробанком, а тех из них, которые являются физлицами, ещё дополнительно системой страхования вкладов, - заявил «Известиям» бывший финансовый омбудсмен Павел Медведев. В тоже время представители профильного комитета Госдумы отметили, что предложение Селезнева может быть одобрено.
- Дополнительный контроль за банками со стороны общества не помешает, - отметил в разговоре с «Известиями» один из депутатов-единороссов.

Поделиться: