16:1306.05.13

Чиновники надеются залатать дыру в дорожном фонде повышением топливных акцизов

Чиновники надеются залатать дыру в дорожном фонде повышением топливных акцизов

Чтобы залатать дыру в дорожных фондах, Минфин РФ предлагает повышать топливные акцизы вплоть до 2016 года. В течение четырех лет они вырастут практически вдвое. Топливные акцизы продолжат расти и после 2015 года, следует из проекта Основных направлений налоговой политики.
Минфин предлагает в 2016 году поднять ставки акцизов на «Евро-5» до уровня ставок на «Евро-4» на 2015 год. Конкретные значения ставок акцизов на 2014-2016 гг. ещё не определены, но исходя из действующих к 2016 году налоговая нагрузка на бензин класса «Евро-5» вырастет вдвое по сравнению с нынешним уровнем - с 5143 рубля с тонны до 10358 рублей. С 2013 года запрещён оборот топлива класса «Евро-2», с 2015 года начнёт действовать запрет для «Евро-3», с 2016 года - «Евро-4», т.е. класс «Евро-5» станет минимально разрешённым.
У Росавтодора сходные предложения: в 2016 году довести ставки для топлива «Евро-5» до 10540 рублей с тонны. Это позволит компенсировать выпадающие доходы, подсчитал Росавтодор. Есть и более радикальный сценарий - 11120 рублей с тонны к 2016 году. «Это всего лишь на 40 копеек с литра больше, а дорожные фонды дополнительно получат более 30 млрд рублей», - говорит федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. Речь даже не о повышении, а о восстановлении ранее запланированных темпов роста, настаивает он.
Ещё в 2010 году правительство запланировало ежегодную индексацию акцизов, чтобы наполнить воссозданные дорожные фонды. А в 2011 году правительство пошло навстречу нефтяникам и, чтобы стимулировать модернизацию нефтепереработки, решило повышать ставки для более экологичного топлива стандартов «Евро-4» и «Евро-5» медленнее, чем на «Евро-2» и «Евро-3». Снижение темпов роста акцизов было подарком для нефтяников, сетует федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру; модернизировать производство им все равно предписывали четырёхсторонние соглашения, которые в 2011 году 12 крупнейших нефтяных компаний заключили с Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором и Росстандартом.
Но из-за перехода на более экологичное топливо пострадали дорожные фонды, причём в большей степени региональные: их доходы более чем на 70% формируются из топливных акцизов. Дыру на 2014-2015 гг. Минфин ранее оценивал в 108,7 млрд рублей. А к 2016 году дорожные фонды недосчитаются 205 млрд рублей по сравнению с объёмом, на который рассчитывал Росавтодор до введения стимулов для нефтепереработки, подсчитали в ведомстве.
Дефицит в региональных дорожных фондах был уже в 2012 году, рассказывает чиновник, курирующий инфраструктуру: из-за ускоренной модернизации НПЗ поступления оказались на 24 млрд рублей меньше запланированных, это около 7% от их совокупного объёма.
Минфин уже ищет средства, чтобы покрыть выпадающие доходы дорожных фондов и при этом не слишком резко повышать акцизы: министр финансов Антон Силуанов ранее предлагал повысить пошлины на экспорт мазута с 66 до 75-80% от нефтяной с 2014 года, а ставки НДПИ для нефти - на 5% в 2014-2016 годах и направить дополнительные поступления на дороги.
Дальнейшее повышение НДПИ, как и повышение акцизов на «Евро-5», - неверный шаг, говорил в интервью «Ведомостям» президент «Башнефти» Александр Корсик. Сначала была обещана льгота для производителей топлива класса «Евро-5», теперь её собираются отменить, сетовал Корсик: «Мы выпускаем классное топливо в соответствии с лучшими стандартами, а теперь нас за это наказывают?»
Хуже всего - повышение НДПИ, говорит сотрудник крупной нефтяной компании: рост ставки на 5% приводит к снижению добычи на 10-15% в течение двух-трех лет. Индексация акцизов - более логичный шаг, считает он: в таком случае за улучшение качества дорог будут платить их непосредственные пользователи. Но дифференциацию для различных экологических классов необходимо сохранить, подчеркивает он: производство более экологичного топлива обходится дороже. Проблема в том, что чиновники рассчитывают, что бензин дорожать не будет, а это противоречит понятию акциза как налога на потребление, сетует собеседник «Ведомостей».

 

 

Поделиться: