13:2303.06.13

Российское правительство ищет способы разогрева экономики

Российское правительство ищет способы разогрева экономики

«Средненькой» назвал ситуацию в российской экономике премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Действительно, ничего драматичного, но и ничего хорошего не происходит. Просто экономический рост замедлился и торможение наблюдается в течение пяти кварталов подряд. Минэкономразвития (МЭР) в прошлом месяце даже пересмотрело прогноз по росту ВВП РФ на 2013г. с 3,6 до 2,4%. «К сожалению, торможение роста произошло даже сильнее, чем предвиделось в прошлом году», - посетовал глава ведомства Андрей Белоусов, пишет top.rbc.ru.

Паузу в росте экономики он объяснил подавленным состоянием мировых рынков, негативно сказывающемся на российском экспорте, а также внутренней денежной политикой, прежде всего - высокими процентными ставками. В сочетании с укреплением рубля это существенно снижает конкурентоспособность российских компаний и отрицательно сказывается на экономической активности. Негатива добавляет и ужесточение бюджетной политики, особенно в части инвестиций.

Но какими бы ни были причины замедления роста ВВП, майские указы президента Владимира Путина и максимальная реализация социально-экономических задач, стоящих перед правительством, требуют большего роста экономики. В связи с этим глава государства поручил своему помощнику по экономическим вопросам - будущей главе Центрального банка (ЦБ) Эльвире Набиуллиной и первому вице-премьеру Игорю Шувалову подготовить предложения по стимулированию экономического роста в стране. В ближайшие недели в Кремле должно состояться совещание по этому вопросу.

В рамках поручения правительства МЭР РФ предложило свой вариант разогрева экономики. Рецепт таков: необходимо увеличить ответственность ЦБ за экономический рост. Регулятор должен снизить ставки и держать их на умеренном уровне. А для того чтобы коммерческие банки не повышали конечную ставку кредита, ЦБ следует публиковать индикативные ставки по ним. Министерство не раз подчеркивало, что рост процентных ставок стал фактором торможения инвестиционной активности компаний.

Э.Набиуллина также полагает, что регулятор должен способствовать экономическому росту. По ее мнению, базовым условием для снижения процентных ставок по кредитам является снижение инфляции. «Это необходимое, но недостаточное условие», - заявила она. Развитию экономики будет также способствовать более гибкий валютный курс рубля, считает Э.Набиуллина. Она отметила, что доступность кредитов очень важна, но их чрезмерная доступность может привести к надуванию финансовых «пузырей».

Правительство в состоянии самостоятельно выполнять функции поддержания экономического роста. Использование инструментов ЦБ может привести лишь к ухудшению ситуации, полагает заместитель главы регулятора Сергей Швецов. «Инструменты, которые есть в руках ЦБ, скорее опасны, нежели подходят для обеспечения долгосрочного устойчивого роста. Никто не спорит, что с помощью монетарной политики можно добиться хороших темпов на коротком горизонте, но после этого последует либо кризис, либо рецессия», - отметил он.

Усиление ответственности ЦБ за экономический рост - не единственная мера, предложенная МЭР. Необходимо улучшать инвестиционный климат и заниматься реализацией системообразующих проектов. Также для разогрева экономики предлагается осуществлять точечную поддержку отдельных отраслей, в том числе модернизировать план по адаптации экономики к условиям Всемирной торговой организации (ВТО) и вводить стандарты лучших практик управления госкомпаниями. «Госкомпании формируют большой спрос, он должен быть эффективным», - заявил А.Белоусов.

Что касается улучшения инвестклимата в стране, как полагают в МЭР, благоприятное влияние на ситуацию окажет снижение темпов роста тарифов естественных монополий. Это будет одним из позитивных сигналов для бизнеса, по мнению которого именно рост тарифов разгоняет инфляцию и удорожает кредитные ресурсы.

Правительство может существенно скорректировать индексацию тарифов на 2014-2016гг. Конкретные цифры обсуждаются, окончательное решение должно быть принято в сентябре. При этом, как подчеркивает замглавы МЭР РФ Андрей Клепач, изменения должны вноситься без ущерба для инвестпрограмм этих компаний.

Важным элементом обеспечения темпов качественного роста экономики является реализация системообразующих проектов. На их финансирование предполагается направлять как государственные, так и частные средства. Суммарно потребность в финансировании ключевых проектов со стороны государства оценивается в 0,5-0,8% ВВП. При этом речь идет не только о средствах федерального бюджета, но и о ресурсах Фонда национального благосостояния (ФНБ) и пенсионных накоплениях, об их использовании на возвратной основе. Эти деньги пойдут на проекты в области транспорта, развития высокотехнологичных производств, в отраслях, направленных на развитие человеческого капитала и экономики знаний.

Свои предложения о мерах стимулирования роста представило в правительство и Министерство финансов (Минфин). Ведомство Антона Силуанова предлагает увеличить госинвестиции в инфраструктуру за счет проведения пенсионной реформы, а также сократить число госслужащих и бюджетников. Кроме того, повышение зарплат бюджетников должно быть привязано к росту производительности труда, полагают в Минфине.

Успешное проведение пенсионной реформы позволит решить проблему зависимости Пенсионного фонда от трансферта из федерального бюджета. Таким образом можно будет высвободить на инвестиции в инфраструктуру более 1 трлн руб, а к 2030г. - 7 трлн руб. ежегодно. В свою очередь это открывает более широкие возможности для инвестирования средств ФНБ. Наращивать инвестиции в инфраструктуру за счет этих мер можно уже с 2014г.

Если проблема зависимости Пенсионного фонда от бюджета РФ решена не будет, риски пенсионной системы могут реализоваться уже к 2020-2022гг. ФНБ должен быть ликвидным и готовым к использованию уже к этому времени.

Чтобы увеличить объем средств для инвестиций в инфраструктуру, Минфин предлагает сохранить накопительную часть пенсии на уровне 6%. Напомним, что с 2014г. вводится новый порядок распределения средств между накопительной и страховой частями пенсий. Отчисления в накопительную часть пенсии снижаются с 6% до 2%, остальные 4% будут перераспределены в страховую часть пенсии. У тех же, кто выбирал управляющих для своих пенсионных накоплений, все 6% по-прежнему будут идти в накопительную часть. Граждане в течение текущего года могут сами выбрать, как распределить 4% их страховых взносов (оставить в накоплениях или перевести в страховую часть).

Также ведомство предлагает расширить инструментарий для привлечения добровольных пенсионных накоплений и повысить их привлекательность для населения.

Что бы ни предлагали МЭР и Минфин, в независимости от того, какие меры в конечном счете будут утверждены, очевидно, что их необходимо реализовывать незамедлительно. А.Белоусов ранее заявил, что есть риски перехода российской экономики в рецессию уже осенью 2013г.

Впрочем, А.Клепач считает рецессию маловероятной. Для ее возникновения нужен некий шок, негативный эффект со стороны мировой экономики. «У нас и сейчас, несмотря на продолжение стагнации в еврозоне, ожидания, что во второй половине года будет улучшение ситуации», - сказал он.

Однако не меньшим злом для экономики страны являются низкие темпы роста и стагнация - это будет означать неконкурентоспособность отечественной экономики. Такого рода траектория для России является проигрышем и в этом смысле недопустима.

Остается надеяться, что предложенные меры смогут добавить огонька российской экономике. Если разогрева и не случится, можно вспомнить, что многие важные макроэкономические параметры остаются в нормальном состоянии - такое положение создает условия для дальнейшей нормальной работы. Во всяком случае, так считает российский премьер.

Поделиться: