11:3305.06.13

Работу российских вузов будут оценивать по числу нетрудоустроенных выпускников

Работу российских вузов будут оценивать по числу нетрудоустроенных выпускников

С этого года введен еще один критерий успешности вузов - количество нетрудоустроенных выпускников. Данные бирж труда - не самый лучший для этого индикатор, но пока единственный.
Данные по трудоустройству выпускников будут собираться Минтрудом от вузов и анализироваться межведомственной группой в августе-сентябре, рассказали в Минобрнауки. Какие цифры будут считаться допустимыми, станет ясно после мониторинга, когда, имея на руках данные, межведомственная группа сможет рассчитать средние значения по вузам. Сейчас по стране, по данным министерства, числятся безработными около 6% выпускников, это те, кто в первый год после получения диплома встал на учет в службу занятости, сообщает www.vedomosti.ru.
«Я бы выделил два основных критерия качества российского образования - это место вуза в международных рейтингах и количество выпускников, которые работают не по специальности», - делится соображениями Нурлан Киясов, советник ректора, исполняющий обязанности директора по развитию Национального исследовательского технологического университета МИСиС.
Правда, учитывать, кто куда устраивается, для вузов оказывается непросто. «Перед самым выпуском студенты оставляют свои координаты - номера мобильных и адреса электронной почты, - рассказывает Сергей Карнилович, начальник отдела практик и профориентации управления образовательной политики Российского университета дружбы народов (РУДН). - Как правило, с 10-15% выпускников связь по разным причинам теряется. И есть доля тех, кто не отвечает на вопросы наших анкет, - тоже около 10%. Те, с кем поддерживается постоянная связь, тоже не всегда заинтересованы говорить абсолютную правду: например, на старте карьеры некоторые завышают свои зарплаты, а на пике, наоборот, занижают. То же касается должностей».
«Почти во всех российских вузах есть подразделения по работе с выпускниками, но их работа носит формальный характер, - говорит Киясов. - Сотрудники подразделения не видят пользы в постоянном обновлении базы данных, за исключением тех случаев, когда выпускники становятся известными предпринимателями - это полезная для вуза маркетинговая информация. Молодые люди также не понимают выгоды от поддержания связей с вузом».
На Западе с выпускниками работает карьерный центр, который содействует им в трудоустройстве сразу после окончания, а также помогает найти стажировку или оплачиваемую работу part time уже во время обучения. Такая практика позволяет получить практический опыт и, собственно, найти своего работодателя. Зарубежные вузы хорошо понимают, что обучение не является самоцелью студентов, и их собственный успех напрямую зависит от карьеры выпускников, говорит Алла Жаворонкова, руководитель представительства «Navitas» в СНГ.
Отсутствие актуальных баз выпускников приводит к тому, что в России нет точной цифры молодежи, нуждающейся в работе или работающей не по специальности.
В число нетрудоустроенных в большинстве своем попадают те, кто вообще не хочет работать, либо девушки, ушедшие в декретный отпуск.
В целом по стране до 75% тех, кто идет работать не по специальности, считает ректор МГИМО Анатолий Торкунов , по мнению аналитиков НИУ ВШЭ, их 60%.
Что до наших трудоустроенных студентов, то все титулованные столичные вузы называют примерно одинаковые цифры. В РУДН, говорит Карнилович, в первый год после выпуска по специальности начинают работать больше 80% людей. В Московском физико-техническом институте (МФТИ), по словам Ольги Гребневой, руководителя Центра карьеры МФТИ, таких 75-80%.
Однако проблемы с поиском работы есть. «Иногда элементарно не хватает навыков самопрезентации», - говорит Карнилович.
Показатели трудоустройства очень сильно зависят от полученной в вузе специальности, считает ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов. Выпускники гуманитарных вузов чаще идут работать в другие отрасли в сравнении с молодежью из технических и финансовых учебных заведений.
«У нас в стране до сих пор нет четкого определения того, что считать работой по специальности, - обращает внимание Карнилович из РУДН. - По идее, тот же агроном, прошедший курс лекций по праву, может работать юристом в сфере агрострахования. Инженер, изучивший в вузе начертательную геометрию, вполне может преподавать в школе. Другое дело - насколько серьезно подходят вузы к пониманию того, какие компетенции нужны их студентам».
В целом идея учитывать востребованность выпускников на рынке труда экспертам нравится. Без открытой статистики, кто с каким ЕГЭ куда поступает и какие отметки получает, в какой области устраивается работать мы не получим ясной картины о происходящем в высшем образовании. Иначе по-прежнему ряду отраслей будет не хватать специалистов, а среди абитуриентов тем временем будут ходить мифы, что выпускники профильных вузов не востребованы.
Александр Лейбович, руководитель Национального агентства развития квалификаций РСПП, напоминает, что средний выпускник нашей школы года на два моложе, чем в развитых странах, требовать от от него в таком раннем возрасте четкого выбора карьеры странно.

Поделиться: