09:1017.06.13

Губернаторам понравилось учиться

Губернаторам понравилось учиться

В субботу завершилось трехдневное обучение губернаторов эффективному менеджменту. «Летние курсы» для региональных лидеров организовала администрация президента при участии Сбербанка. Открывал их Владимир Путин, закрывал руководитель администрации Сергей Иванов. Лекции читали зарубежные специалисты в области корпоративного управления. Когда они пытались адаптировать сообщения под аудиторию, возникал политический подтекст.
Так, известный израильский эксперт Ицхак Адизес, рассказывавший об эффективном управлении изменениями, неожиданно заметил, что наблюдал и за Михаилом Горбачевым, и за Владимиром Путиным. И пришел к выводу, что наличие несогласных - это нормально и только демократия дает информированность для принятия правильных решений. Правда, для внедрения этих решений эффективна диктатура. Но она в чистом виде ведет к плохим решениям. Поэтому необходимо соблюдать дуализм этих режимов.
Адизес порекомендовал губернаторам всегда начинать с вопроса, чего хочет условный клиент (т. е. население), а не система (бюрократия). Показателем эффективности может стать то, сколько людей хотят приехать в регион, а не уехать, отметил лектор, выразив беспокойство за Россию, из которой утекают мозги, и упомянув ситуацию с Сергеем Гуриевым.
Особое оживление у губернаторов вызвала лекция профессора Нью-Йоркской школы права Бэт Новак - специалиста по краудсорсингу и «открытому правительству». Приведя примеры удачного краудсорсинга (который, в частности, помог Пакистану снизить заболеваемость малярией), Новак отметила, что это повысит легитимность решений губернаторов и их рейтинг, а также сэкономит средства. Если людей о чем-то спрашивают, то забывать об этом вопросе уже нельзя, настаивала Новак. Один из губернаторов признался, что тут же вспомнил о российской общественной инициативе, которая так и не начала толком работать.
Губернаторы закидали гостью из Нью-Йорка вопросами. Глава Калмыкии Алексей Орлов поинтересовался, есть ли способы определения целевой аудитории для краудсорсинга, а губернатор Сахалина Александр Хорошавин поставил ее в неловкое положение вопросом о том, эффективно ли российское «открытое правительство». Новак сказала, что каждый понимает под этим термином разное, но проект амбициозный и первые шаги сделаны.
Оксфордский профессор Бент Фливберг и вовсе попал в неловкую ситуацию. Он рассказал, что расходы на тоннель под Ла-Маншем были увеличены вдвое по отношению к первоначальной смете, и попросил губернаторов привести аналогичный негативный пример из их практики. Воцарилась гробовая тишина - и тогда ученый воскликнул, что готов приехать изучать великий русский опыт. Спас ситуацию свердловский губернатор Евгений Куйвашев, рассказавший историю реконструкции стадиона в Екатеринбурге: сначала отремонтировали, а потом решили проводить чемпионат мира по футболу, а это новые обстоятельства.
Третий день был разбавлен российскими лекторами, несколько специалистов из Сбербанка рассказали о методах эффективного подбора команды, и было заметно: губернаторам эти сообщения ближе. К тому же на третий день они чувствовали себя намного раскованнее. Все они говорили о большой пользе курсов, особенно потому, что дали возможность пообщаться друг с другом. Многие лекции хотя и не могут найти прямого применения на практике, но являются отправной точкой для новых идей и ассоциаций.
Лекторы представили все накопленные знания в систематизированном виде, отмечает липецкий губернатор Олег Королев, их полезно послушать и всем чиновникам федерального уровня. Важна регулярность таких мероприятий, а полученные знания необходимы и позволят внедрять новые технологии в госуправлении, отозвался врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев.
Это не последний семинар, говорит чиновник Кремля, на очереди - мэры региональных столиц. В дальнейшем учебу будут вести российские специалисты, знающие о здешних реалиях, но мировые гуру стали своего рода камертонами для дальнейшей работы, сказал собеседник. Он рассчитывает, что в будущем и каждый губернатор сможет сам прочесть подобную лекцию, основанную на его успешном опыте.

Поделиться: