18:3121.06.13

Печатные газеты тихо умрут, выживут лишь полноцветные журналы

Печатные газеты тихо умрут, выживут лишь полноцветные журналы

Президент МРА Мэри Бернер на Конгрессе издателей и дистрибьюторов прессы США озвучила впечатляющие социологические данные по аудитории американских журналов, сообщает expert.ru.
На фоне отрицательной динамики доходов и тиражей печатных СМИ во всём мире у журнального сегмента рынка перспективы восстановления выглядят наиболее оптимистичными. Недавние исследования свидетельствуют, что молодежная аудитория Америки не перестала читать журнальную продукцию в печатном виде - 95% потребителей в возрасте 25-35 лет и 96% молодых людей в возрасте 18-24 года читают бумажные версии журналов. Бернер также сообщила, что в 2012 году в США вышли в свет 195 новых журналов, что значительно превышает показатель 2011 года. То есть при определенных условиях стагнирующая вот уже несколько лет мировая отрасль периодической печати может быть конкурентоспособна по сравнению с электронными СМИ, во что еще недавно было сложно поверить.
По оценке экспертного совета АКАР, прирост объемов рекламы на рынке печатных СМИ в 2012 году был всего 2,5% против 15-процентного роста по всему рынку в целом. При этом интернет-реклама выросла почти в полтора раза - на 47%. В этом году ситуация еще хуже: по данным за январь-март 2013 года реклама в печатном сегменте СМИ вообще ушла на 5% в минус. По итогам года ожидается около 7% сокращения. В то время как в других сегментах доходы растут: в ТВ - на 13%, на радио - 18%, в наружной рекламе - 13%. «Это уже не болезнь. К сожалению, печать сейчас больше похожа на умирающего, дрыгающегося в предсмертных конвульсиях», - прокомментировал глава экспертного совета Медиасоюза Константин Васильков.
Тенденция прослеживается во всем мире. За последние пять лет, с 2008 по 2012 год, тиражи печатной периодики сократились почти на всех континентах планеты, кроме Азии. В Западной Европе - на 20,7%, в Северной Америке - на 22%, в Латинской Америке - на 18%. Рекламные выручки, составляющие до 50% бюджетов редакций, снижаются уже восьмой год подряд. Особенно сильно «просели» газеты. Мировые доходы газет от рекламы за шесть лет, с 2007 по 2012 год, сократились катастрофически - почти в два раза (42%). В Северной Америке - с 53 до 26 млрд долларов, в Западной Европе - с 37 до 28 млрд. Во многих странах наблюдается отчётливая тенденция к отказу издателей от бумажных выпусков и переходу к сетевым версиям. Даже гранды мировой индустрии печатных СМИ, из-за своего авторитета меньше всего пострадавшие от миграции читательской аудитории в интернет, вынуждены закрывать свои бумажные версии или ограничивать их тиражи. Американский еженедельник Newsweek - одно из самых известных и уважаемых в мире печатных изданий, занимающее по тиражу второе место после Time, - полностью отказался от своей бумажной версии с начала 2013 года и перешёл на цифровой формат. По словам главного редактора еженедельника Тины Браун, переориентация Newsweek на интернет-аудиторию по платной подписке позволит журналу «ускорить процесс возрождения великого издания». Она заявила, что никто не может противостоять современным тенденциям рынка прессы.
Ранее, в ноябре 2010 года, третий по популярности в США нью-йоркский еженедельник U.S. News & World Report объявил о полном переходе на цифровой формат. До этого из-за снижения тиража и доходов от рекламы издание было вынуждено сократить периодичность выходов до одного раза в месяц. А у еженедельного журнала Time тираж печатной версии за последние семь лет сократился на 19%, до 3,3 млн. По данным исследовательской организации Pew Research Center, число американцев, которые читают газеты в бумажном формате, за последние десять лет упало с 41% до 20%. При этом стабильными темпами растет количество людей, получающих информацию из онлайн-версий газет.
Схожая ситуация складывается и в Западной Европе. Так, в Великобритании руководство холдинга, владеющего третьей по популярности газетой в стране - The Guardian, всерьёз рассматривает возможность полного перевода издания в цифровой формат. Аналогичная участь может постичь и еженедельный журнал Observer, также принадлежащий Guardian News & Media. Снижение тиражей печатных изданий и падение доходов от рекламы в них не обошли стороной и Германию. В ноябре 2012 года о своем банкротстве объявила популярная ежедневная газета Frankfurter Rundschau, а в декабре закрылась убыточная Financial Times Deutschland. И вновь жизнь печатным изданиям ФРГ изрядно усложняет миграция читателей в интернет. Опрос, проведенный среди молодых (от 18 до 29 лет) людей Германии, показал, что только 1% из них считает печатные газеты первостепенным источником информации.
Французская печатная пресса также с трудом выдерживает трансформацию, связанную с развитием технологий электронных коммуникаций. За последние десять лет тираж одной из ведущих национальных ежедневных газет страны - Liberation - сократился больше чем на 28%, до 129 тыс. экземпляров. Вторая по тиражу деловая газета Парижа - La Tribune - в январе 2012 года сменила владельца и была вынуждена полностью отказаться от бумажной версии, превратившись в еженедельное издание журнального формата. Во избежание банкротства одной из крупнейших ежедневных газет страны - Le Monde - также пришлось сменить руководство. А страдавшую от убытков France Soir не спасла от краха даже смена хозяев. Покупка газеты Александром Пугачевым, сыном российского предпринимателя Сергея Пугачева, и прекращение распространения её в бумажном варианте не повлияли на решение французского суда о признании France Soir банкротом. Сегодня для покрытия задолженности перед кредиторами газета распродаёт свои активы с аукциона, включая мебель и редакционные компьютеры.
Даже азиатский рынок, переживающий в последние годы «газетный бум», в 2013 году демонстрирует спад тиражей и рекламных доходов газетной периодики. По данным Ассоциации издателей печатной продукции Китая, за первые четыре месяца этого года в стране впервые за последние 20 лет не появилось ни одной новой газеты, а газетный сегмент рекламного рынка, в прошлом году выросший на 3%, показал рост всего 0,4%, в следующем году издатели уже готовятся к сокращению аудитории и доходов от рекламы. Азиатский рынок еще держится относительно западного, и то в основном за счет Индии, переживающей бум политики грамотности сельского населения. Но и для Азии прогнозы на ближайшие три-пять лет уже тоже неутешительные.
Россия не отстаёт от своих западных коллег. Объем рекламы в российских печатных СМИ в первом квартале 2013 года сократился на 5% по сравнению с таким же периодом прошлого года и составил около 8 млрд рублей. Таковы результаты исследования, опубликованные на сайте Ассоциации коммуникационных агентств России. По итогам года сокращение ожидается уже на уровне 8-9%, в основном вследствие запрета на рекламу алкоголя, табака, лекарств и БАДов. Однако спад происходит уже давно, примерно в пределах 2-3% ежегодно, поэтому списывать все на законодательные ограничения не получится. Президент Ассоциации распространителей печатной продукции России Дмитрий Мартынов отметил, что без активной поддержки государства тренд будет только усугубляться, в итоге приведя к краху всей отрасли печатных массмедиа. Основной тенденцией современного рынка СМИ будет поиск новых форматов и эффективных технологических новинок, сказал он. А замглавы Европейской ассоциации средств массовых коммуникаций Алекс Вергер высказал предположение, что «у печатных СМИ есть только два пути - окончательно умереть или совершить технологическую революцию, которая позволит хотя бы приблизиться к мультимедийным возможностям электронных конкурентов».
Наиболее продвинутые представители издательского сообщества уже начали делать конкретные шаги к трансформации своих изданий, связанной с виртуализацией визуальных образов в публикуемых материалах. Например, британская версия журнала Marie Claire встроила в рекламу на своих страницах технологию NFC (беспроводная связь ближнего радиуса действия). Новая технология предоставляет читателям доступ к дополнительному контенту. При наведении смартфона на рекламное сообщение потребитель переходит на веб-сайт, где получает бесплатный двухдневный пропуск в спортзалы рекламодателя Nuffield Health. В Америке набирает популярность технология «дополнённой реальности» (augmented reality). Речь идет о размещении на страницах изображений, превращающихся в трехмерные сцены, будучи помещёнными перед веб-камерами.
Mini Cooper использовал «дополненную реальность» в рекламной кампании обновлённого Cabrio. При «показе» страницы веб-камере можно было увидеть трехмерную модель нового кабриолета MINI. Журнал Esquire первым опубликовал обложку с применением электронных чернил. Производство такой рекламы (без учета стоимости самого размещения) обошлось бренду в 8-10 долларов за страницу, однако её размещение явно окупилось количеством просмотров этой рекламы на популярных фото- и видеохостингах. Производитель солнечной энергии Shikun & Binui Solaria (Израиль) разместил печатную рекламу, которая меняет свойства под действием солнечных лучей. В тени реклама черно-белая, но стоит поднести ее к окну, как картинка оживает красками. Отдельное внимание заслуживает реклама организации «Репортеры без границ». Интерактивная кампания за свободу прессы заставила диктаторов сказать правду о положении журналистов в их стране. Читателю нужно лишь сканировать QR-код и приложить iPhone ко рту политика, после чего он начинает говорить разоблачающим голосом журналистов.
За последние четыре года в США получили развитие технологии Audio in print и Video in print, которые позволяют встраивать в журнальный разворот ролики или музыку. Vogue еще в 2010 году в российской версии содержал рекламный буклет Martini Gold by Dolce & Gabbana, внутри которого находился небольшой дисплей. Стоило открыть страницу, как на экране запускалось видео, а из встроенного динамика был слышен звук. Экран транслировал фильм шведского режиссера Джонаса Окерлунда с Моникой Белуччи в главной роли, которая прогуливалась по улочкам Рима с Martini gold by Dolce & Gabbana в сумочке, обращая на себя восхищенные взгляды мужчин. На страницах журнала SOLD была размещена звуковая реклама. Нововведение позволяло читателям насладиться музыкальным сопровождением и лучше «погрузиться в нужную обстановку». В июле 2010 года журнал «Корреспондент» представил первую на Украине трехмерную обложку - «Новое лицо власти». На 3D-обложке журнала Виктор Янукович примерял маску с лицом Владимира Путина.
Специалисты отмечают, что из всей палитры печатной периодики именно у полноцветных журналов есть наибольший шанс реформироваться, внедряя технологии визуализации контента и расширяя свои мультимедийные возможности. Благодаря новым технологиям ситуация может в корне измениться, и наступит время, когда журналы превратятся из простых источников информации в многофункциональные средства коммуникаций и развлечения и вернут себе массовую аудиторию, мигрирующую в интернет последние два десятилетия.

Поделиться: