16:2328.06.13

Таможня установила для уловов новый порядок

Таможня установила для уловов новый порядок

6 июля вступает в силу приказ ФТС, регламентирующий порядок совершения таможенных операций при ввозе на российскую территорию водных биоресурсов, добытых при осуществлении промышленного рыболовства.
Приказ ФТС России № 40 «О порядке совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из РФ с таможенной территории Таможенного союза» был подписан 15 января 2013 г.
Согласно приказу, если в результате совершения таможенных операций при прибытии продукции морского промысла установлено, что она полностью произведена в России и в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса ТС является товаром Таможенного союза, таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском таких товаров, не совершаются.
При этом учитываются подпункты 6 и 7 пункта 2 Правил определения страны происхождения товаров (приведены в приложении к соглашению между правительствами Белоруссии, Казахстана и России от 25 января 2008 г). Согласно этим нормам, продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном какой-либо страны считается товаром, полностью произведенными в данной стране. Подпункт 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС говорит, что товарами таможенного союза считаются находящиеся на таможенной территории ТС товары, полностью произведенные на территориях государств-членов таможенного союза.
«Таким образом, если в результате таможенного контроля при прибытии в российский порт продукции морского промысла установлено, что указанный товар произведен в Российской Федерации и является товаром Таможенного союза, таможенное декларирование в отношении данной продукции морского промысла не производится, декларация на товар не подается», - сообщили в пресс-службе Дальневосточного таможенного управления.
Также приказ ФТС регламентирует срок совершения таможенных операций в отношении рыбопромыслового флота и продукции морского промысла. Таможенные операции и таможенный контроль при прибытии/убытии уловов осуществляются сотрудниками таможенных органов (в регионе деятельности которых находится место ввоза/вывоза на/с таможенную территорию Таможенного союза данных товаров) в первоочередном порядке. При этом таможенники должны уложиться в три часа рабочего времени (отсчет идет с момента начала проведения государственного контроля). Таможенный орган использует документы и сведения, представляемые перевозчиком при прибытии рыбопромысловых судов в российский порт на таможенную территорию Таможенного союза согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 159 ТК ТС. При убытии - документы и сведения, предусмотренные статьей 163 ТК ТС. Также применяются документы и сведения, полученные при проведении государственного контроля.
Определен первоочередной порядок таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском продукции морского промысла, вывозимой из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенными процедурами, установленными законодательством ТС.
В ДВТУ отметили, что вступление приказа в силу позволит участникам внешнеэкономической деятельности сократить материальные и временные издержки, связанные с совершением таможенных операций при доставке продукции морского промысла в российские порты в целях государственного контроля. А сами таможенные органы смогут сосредоточить все усилия на проведении эффективного контроля этих товаров.
Необходимо отметить, что статус для таможенных целей уловов, добытых российскими судами в экономзоне РФ, остается предметом дискуссий. В Федеральной таможенной службе заявляли, что для целей таможенного администрирования такая продукция морского промысла должна иметь статус товара Таможенного союза, а значит не может помещаться под процедуру реэкспорта и вывозиться без уплаты таможенной пошлины. Однако есть и противоположная точка зрения - для таможенных целей признать уловы, добытые российскими рыбаками в отечественной ИЭЗ, иностранным товаром.
В Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат» еще на стадии подготовки приказа ФТС по ввозу уловов промышленного рыболовства пришли к выводу, что документ имеет безусловный плюс в плане отмены декларирования, однако не соответствует положениям Таможенного кодекса Таможенного союза и таможенного законодательства РФ. А значит, может быть обжалован в арбитражном суде и признан незаконным.
Так, в объединении обращают внимание, что в приказе ФТС содержится отсылка на Правила определения страны происхождения товаров, приведенные в приложении к соглашению от 25 января 2008 г. Однако эти правила в данном случае не применимы: они относятся к товарам из стран, не являющихся членами Таможенного союза, отмечают в ассоциации. «Здесь нужно руководствоваться правилами, которые установлены соглашением от 20 ноября 2009 года «О правилах определения страны происхождения товара в Содружестве Независимых Государств», на что также указывают положения Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Евразийская экономическая комиссия в своем ответе на запрос РСПП от 3 июня 2013 года, - считают эксперты. - В связи с этим не очень понятно, как Минюст России пропустил такой приказ ФТС, т. к. речь идет о чисто юридической грамотности».
Кроме того, вновь возникает вопрос со статусом уловов для таможенных целей. «Согласно ТК ТС, статус товаров таможенного союза определяется совокупностью двух обязательных признаков. Во-первых, товары должны быть произведены на территории государства-члена ТС. Во-вторых, товары должны фактически находиться на территории государств-членов Таможенного союза», - обратил внимание вице-президент Ассоциации «РПХ Карат» Сергей Сенников.
В соответствии со статьей 67 Конституции РФ, территория Российской Федерации «включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними».
«Таким образом, продукция на момент ее производства на борту российского рыболовного судна за пределами 12-мильной зоны не находилась на территории государства - члена ТС и обязательное условие о нахождении товара на таможенной территории союза не выполняется. Из двух обязательных условий выполняется только одно, в связи с чем такая продукция не может считаться товаром Таможенного союза», - заявил вице-президент ассоциации.
Говоря о том, что уловы следует считать для таможенных целей иностранным товаром, Сергей Сенников также сослался на обширную практику арбитражных судов Северо-Западного округа, подтверждаемую решениями Высшего арбитражного суда.
По мнению собеседника Fishnews, еще одним возможным минусом приказа ФТС является отсутствие исчерпывающего перечня документов или отсылка к такому перечню, который необходимо представить для подтверждения таможенного статуса товара.
«Без сомнения, новый порядок совершения таможенных операций имеет как своих сторонников, так и своих противников. Компании, поставляющие рыбопродукцию исключительно на российский рынок, будут поддерживать отмену декларирования продукции морского промысла. Рыбодобывающие компании, производящие на своих судах продукцию с низкой степенью переработки, больше надеялись на то, что такая продукция будет признаваться иностранным товаром и сможет убывать с территории России в режиме реэкспорта. При этом важно отметить, что для компаний, производящих на своих судах продукцию глубокой переработки, например филе рыбы, сегодня эта дискуссия не особенно актуальна, т. к. они и так могут вывозить свою рыбопродукцию с нулевой ставкой таможенной пошлины», - заявил вице-президент ассоциации.
Однако возможен, по словам Сергея Сенникова, и третий вариант, позволяющий сохранить объем собираемой пошлины до тех пор, пока в соответствии с обязательствами члена ВТО Россия не обнулит экспортные пошлины на рыбопродукцию, и при этом обойти проблематику с таможенным статусом рыбопродукции.
«Продукцию морского промысла, добытую (выловленную) и произведенную за пределами территориального моря России, признавать иностранным товаром, но при этом порядок оформления должен зависеть от того, подлежит ли такая продукция обязательной доставке на территорию РФ, или нет. В том случае если рыбопродукция подлежит обязательной доставке на территорию РФ, то она оформляется в упрощенном порядке для ввоза, но не реэкспорта. Если же продукция не подлежит обязательной доставке, то она может убывать в режиме реэкспорта или вообще без декларирования в соответствии с ТК ТС, если она не перемещалась в месте прибытия товара, т. е., например, все время находилась в трюме судна», - рассказал вице-президент Ассоциации «РПХ Карат».
«В любом случае облагать таможенной пошлиной товар или не облагать, решают государственные органы власти, но важно, чтобы такое решение было юридически правильно оформлено», - резюмировал Сергей Сенников, пишет fishnews.ru.

Поделиться: