14:2201.07.13

Возможно ли в России построение энергосистемы будущего?

Возможно ли в России построение энергосистемы будущего?

Издание РБК-daily опубликовало точку зрения генерального директора Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Игоря Кожуховского на перспективы построения «энергосистемы будущего» в России:
«Можно ли построить такую энергоси­стему, которая, с одной стороны, учитывала бы изменение спроса со стороны потребителей, а с другой - возможные направления развития электросетевого комплекса? Которые обеспечат достаточный объем инвестиций и в то же время позволят сдерживать рост тарифов на электроэнергию? Не энергосистему, которая является физическим объектом, а скорее организационно-экономический механизм, который обеспечит её адаптивность?

Один из таких механизмов - программа управления спросом. Она инициируется энергокомпаниями, чтобы отложить инвестиции в реконструкцию и новое строительство и, таким образом, сократить объем требуемых инвестиций в краткосрочном и среднесрочном периодах. Программы управления спросом базируются на внедрении энергоэффективных технологий у потребителя и мероприятиях по управлению нагрузкой. Здесь же актуальными становятся системы Smart Grid.

Постепенное их внедрение в зонах свободного перетока первой ценовой зоны позволит выявить эластичность потребления электроэнергии и возможную экономию от такого внедрения. В сетях механизм привлечения инвестиций - это RAB-регулирование, которое позволяет сетевым компаниям зарабатывать гарантированную доходность на вложенный капитал.

В дальнейшем механизм регулирования необходимо совершенствовать, учитывая степень загрузки основных средств, причем как в самом капитале, на который будут начисляться возврат и доходность, так и при расчете операционных затрат. Иными словами, если объект недозагружен, он не получает в полном объеме возврат инвестиций, доход на них, а также компенсацию эксплуатационных издержек.

Эта же система позволяет фиксировать невключение в базу инвестированного капитала расходов на введённые, но не загруженные мощности. В нормативных актах будет зафиксировано положение о том, что в инвестпрограммы включаются только объекты, запрос на которые подтверждён гарантирующими документами, имеющими юридическую силу.

Я считаю, что целесообразно сохранить RAB-регулирование в магистральных сетях и одновременно расширять его в распределительных сетях и не допускать его отмены в отдельных компаниях. Это будет позитивным сигналом акционерам и кредиторам сетевых компаний. Для привлечения дополнительных частных инвестиций нужно также предусмотреть возможность вхождения стратегических частных инвесторов в МРСК через допэмиссию, аналогично тому, как это было с тепловыми ОГК и ТГК. А средства от допэмиссий направлять на строительство или реконструкцию конкретных сетевых объектов.

Позитивным сигналом для инвесторов станет стремление к отказу от практики незапланированных корректировок тарифов в электроэнергетике в сторону снижения. Это позволит обеспечить необходимый объем привлечённых средств. Также нужно помнить, что большинство объектов после ввода в эксплуатацию выходят на проектную мощность в течение нескольких лет, поэтому целесообразно внести корректировки в определение степени загрузки в первые годы эксплуатации. Минимальные корректировки и сглаживание тарифов также положительно повлияют на инвестиции.

Но чтобы обеспечить свободный доступ к сети, повысить привлекательность сектора для инвесторов и модернизировать отрасль, потребуется разработка приказов Минэнерго, постановлений и распоряжений правительства, изменений в существующие документы. Они должны будут обеспечить, во-первых, переход к регулированию цен на услуги по передаче электрической энергии на основе таких параметров, как надёжность и качество обслуживания потребителей, эффективность операционной и инвестиционной деятельности сетевых организаций. Это предполагает введение единых стандартов обслуживания потребителей сетевых организаций и разработку и внедрение системы оценки эффективности деятельности электросетевых компаний на основе сравнительного анализа (бенчмаркинга).

Во-вторых, потребуется усовершенствовать процедуру и повысить прозрачность формирования инвестпрограмм сетевых организаций. Это предполагает, с одной стороны, обеспечение публичного рассмотрения инвестпрограмм и крупных проектов, а с другой - внедрение технологического и ценового аудита инвестпрограмм.

Далее потребуется поэтапная консолидация территориальных сетевых организаций, включая разработку критериев, техтребований к ним и стандартов качества оказываемых ими услуг. Цель - ограничить деятельность неквалифицированных территориальных сетевых организаций. Также нужно будет снизить уровень перекрёстного субсидирования за счет соответ­ствующих мер, в том числе мер по решению проблемы прекращения действия договоров «последней мили». И, наконец, нужно поэтапно привлекать частных инвесторов в распредсетевой комплекс. Это, в свою очередь, означает разработку программы привлечения частных инвесторов в компании, входящие в «Россети».

 

Поделиться: