12:2502.07.13

Космическое агентство NASA совместно с американской компанией «Aerojet Rocketdyne» разработало ионный двигатель на ксеноне

Космическое агентство NASA совместно с американской компанией «Aerojet Rocketdyne» разработало ионный двигатель на ксеноне

К настоящему моменту он проработал более 48 тыс. часов, или пять с половиной лет. Разработку планируется использовать для космических миссий на дальние расстояния.
Электроракетная система, установившая мировой рекорд по продолжительности работы среди космических двигателей любого типа, была создана NASA в рамках проекта NEXT (NASA's Evolutionary Xenon Thruster). В компании Aerojet Rocketdyne, которая проектирует и производит жидкостные ракетные двигатели, был создан ионный ускоритель для этой установки. Тестирование двигателя происходит в Исследовательском центре Гленна в Кливленде, штат Огайо. К декабрю прошлого года установка уже работала в течение 43 тыс. часов.
NEXT представляет собой солнечный электрический двигатель, который использует электроэнергию, вырабатываемую солнечными панелями космического корабля. Ксенон ионизируется, а после разгоняется электростатическим полем, что позволяет развить космическому кораблю скорость свыше 144 тыс. км/час. Подобный результат намного превосходит тот, которого можно добиться с помощью обычного химического ракетного двигателя. Кроме того, размер NEXT гораздо меньше, чем стандартный ракетный двигатель.
За все время своей работы NEXT использовал 870 кг ксенона, обеспечивая такую производительность установки, для которой потребовалось бы 10 т обычного ракетного топлива. Планируется, что работа NEXT будет приостановлена в ближайшее время, так как результаты проекта уже оправдали все возложенные на него ожидания. Полученные данные позволяют предположить специалистам NASA, что ионный двигатель можно будет использовать во время космических миссий на дальние расстояния.
Старший научный сотрудник Института космических исследований РАН Александр Родин рассказал, что в России прорабатывалась идея использования ионного двигателя для полета на Марс.
«Преимущество ионного двигателя в том, что на единицу массы топлива он может передать очень большую скорость космическому аппарату. Но самая большая проблема в том, что космические миссии будут длиться очень долго - десятки лет. Двигатели обладают малой тягой, а траектория движения корабля на таком двигателе будет похожа на спираль. Минусы пока перевешивают плюсы, поэтому я не верю, что здесь ожидаются какие-то прорывы. При малой тяге двигатель должен работать долгое время», - отметил г-н Родин.
По словам старшего научного сотрудника отдела изучения галактик и переменных звезд ГАИШ Владимира Сурдина, ионные двигатели на ксеноне очень надежны.
«На них уже летают многие спутники, их используют японцы, а не только американцы. Но это довольно капризная технология, поэтому для оснащения кораблей ионными двигателями на ксеноне требуется высокий уровень техники», - добавил г-н Сурдин, пишет rbcdaily.ru.

Поделиться: