17:5210.07.13

Социальные лифты «Норникеля»

Социальные лифты «Норникеля»

Издание РБК-daily опубликовало статью начальника управления социальных программ и корпоративных мероприятий ГМК «Норильский никель» Светланы Ивченко о практике внедрения на предприятии системы «социальных лифтов» для молодёжи:
«Понятие «социальные лифты» подразумевает комплекс мер по повышению уровня знаний молодых специалистов. Наряду с академическим образованием не менее важным становится развитие практических навыков, а также социальный и управленческий опыт, которого большинство молодых специалистов не имеют.
Промышленные компании вынуждены самостоятельно заниматься повышением квалификации выпускников вузов. Чтобы преодолеть разрыв между знаниями новых сотрудников и своими потребностями, некоторые компании создают ряд программ, рассчитанных на разный уровень подготовки молодых специалистов; так, мы реализуем профориентационные программы «Профессиональный старт», «Стажер» и «Рабочая смена».
Программа «Рабочая смена» помогает молодым рабочим, успешно прошедшим предварительный отбор и профессиональную подготовку, адаптироваться и закрепиться на временных рабочих местах. «Стажер» ориентирован на выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования без определённого опыта работы в возрасте до 30 лет. Пройдя отбор, выпускник становится стажёром под руководством опытного наставника, а после этого, в случае успешно пройденной аттестации, получает возможность трудоустройства на предприятиях компании.
Программа «Профессиональный старт» направлена на работу со студентами и привлечение выпускников вузов в условиях дефицита молодых специалистов востребованных профессий на местных рынках труда. Участникам программы - студентам старших курсов ведущих российских вузов - предоставляется возможность пройти производственную и преддипломную практику в структурных подразделениях компании, соотнести теоретические знания с реалиями и приобрести свой первый профессиональный опыт.
Особенно важную роль в системе социальных лифтов начинает играть общественная деятельность. Социальной активности школьников и студентов при приеме на работу уделяется большое внимание, ведь это дает работодателю возможность судить о личных качествах и организаторских способностях потенциального сотрудника.
Интересен пример программы «Движение молодых специалистов «Лидер», объединяющей молодых специалистов в возрасте от 17 до 35 лет.
Проект направлен на активизацию творческого потенциала, лидерских качеств и управленческих навыков молодёжи для решения задач повышения эффективности производства. Деятельность молодёжи активно поддерживается руководством: в отчетном году около 13 тыс. человек стали участниками мероприятий проекта «Движение». Внутри этого объединения имеют место решение задач по организации прямого диалога и неформальных коммуникаций в молодёжной среде, содействие в профориентации и адаптации молодёжи на производстве, реализация в интересах компании профессионального, инновационного и творческого потенциала.
Главный принцип участников «Движения» заключается в самостоятельности: «Если у вас нет опыта, создайте его сами». Молодые специалисты сами планируют свою деятельность, приобретая управленческие навыки, опыт работы над проектом в команде, развивают коммуникативные и лидерские качества.
Каждый молодой сотрудник компании, вне зависимости от образования и профессии, может найти благодаря проекту что-то интересное, присоединиться к лидерам-организаторам или стать простым участником. На сегодняшний день в «Движении» существует 28 направлений деятельности, так называемых «ячеек». Деятельность «Движения» можно условно разделить на пять направлений: интеллектуальный клуб, творчество, спорт, адаптация и профориентация. «Лидер» активно взаимодействует с образовательными учреждениями, работая по направлениям ознакомления, профориентации, трудоустройства и поддержки старшеклассников и студентов вузов.
Кроме того, одним из важнейших аспектов работы движения является реализация благотворительных проектов для жителей территорий присутствия компании. Весной обычно проходит так называемая «Ярмарка идей», на которой каждая «ячейка» представляет по два проекта для реализации в течение года.
Социальный лифт - это также создание равных возможностей в начале карьеры. Устраиваясь работать в компанию, вчерашние студенты из малообеспеченных семей могут рассчитывать на то, что им и их семьям оплатят дорогу до северных предприятий и аренду жилья в первые три года работы. Тот, кто проработал несколько лет, может претендовать на льготное жилищное кредитование.
Этот пример наглядно показывает, как сочетание различных механизмов социальных лифтов - образовательной составляющей, социальной и благотворительной деятельности - позволяет развивать и накапливать потенциал сотрудников компании. Кроме того, многие инициативы помогают жителям городов, в которых работают наши предприятия, эффективнее решать социальные проблемы и улучшать качество жизни. Таким образом, программы профориентации, получившие свое развитие в связи с недостаточной подготовкой кадров, принесут пользу как компании в частности, так и экономике страны в целом».

Поделиться: