14:4311.07.13

Судоходные компании хотят ввести утилизационные гранты

Судоходные компании хотят ввести утилизационные гранты

Союз «Национальная палата судоходства» (СНПС) нашел, как помочь судоходным компаниям, разработав предложения по обновлению речного флота, пишет сегодня газета «РБК daily». По ним государство с 2014г. должно начать десятилетнюю программу утилизации, которая обойдется в 12-14 млрд руб.

Предложения уже направлены на рассмотрение в Министерство транспорта (Минтранс) и Министерство промышленности и торговли (Минпромторг).

Проект предусматривает утилизацию старых судов (возрастом свыше 30 лет) и выделение единовременной выплаты из бюджета на приобретение новых. Размер утилизационного гранта будет не менее 10% от стоимости нового судна, следует из документа СНПС (его копия имеется в распоряжении «РБК daily»).

Чтобы получить право на грант, судоходная компания должна утилизировать судно, которым владеет не менее трех лет, и вложить полученные деньги (от утилизации и грант) в постройку нового. Заказ должен размещаться на отечественных верфях. СНПС рассчитывает включить в эту схему возмещение 2/3 затрат на уплату лизинговых платежей при покупке судов отечественного производства (такой принцип действовал до 2013г.).

Для запуска программы из федерального бюджета потребуется 1,2-1,4 млрд руб. в год. По расчетам президента СНПС Алексея Клявина, максимальные мощности российских верфей - 30-50 речных судов в год, а средняя стоимость судна - 15 млн долл. «Если наши предложения будут одобрены, от этого выиграют как судовладельцы, которые смогут обновить свой флот, так и судостроители, которые будут обеспечены заказами примерно на 10-15 лет», - пояснил глава СНПС.

Утилизационный грант могут получить и владельцы круизных судов. Сейчас компании готовы за пять лет заказать в России 12 круизных судов, рассчитанных на перевозку 300-500 пассажиров.

Участвовать в новом проекте утилизации готовы три лизинговые компании. По словам А.Клявина, если государство согласится запустить программу уже в 2014г., оно почти сразу сможет окупить вложенные средства. Судовой грант планируется выдавать судовладельцу уже после того, как новое судно построено и верфь заплатила все налоги. Специалисты оценивают общий размер налоговых платежей и отчислений в бюджет от строительства сухогруза (дедвейт - 5,4 тыс. т) более чем в 60 млн руб., от танкера (дедвейт - 7 тыс. т) - около 90 млн руб.

Председатель совета директоров СК «Волжское пароходство» (судоходный дивизион UCL Holding Владимира Лисина) Ришат Багаутдинов заявил «РБК daily», что размер утилизационного гранта примерно сопоставим с суммой, которую мог бы получить судовладелец от перепродажи судна на вторичном рынке. Совокупность мер - утилизационный грант, пролонгация постановления правительства и долгосрочное финансирование (не менее 15 лет) в виде операционного лизинга могут стать для судовладельцев стимулом массово обновлять флот и сдавать устаревшие суда.

При утилизации сухогруза дедвейтом 5 тыс. т судовладелец сможет получить порядка 300-400 тыс. долл., тогда как при перепродаже на вторичном рынке выручка составит около 1,5-2 млн долл. В Минпромторге сообщили «РБК daily», что предложение СНПС не получали, но отметили, что «проводят консультации». В Минтрансе заявили, что вопрос утилизации речных судов находится в проработке.

Речной флот России насчитывает более 14 тыс. судов, из них средний возраст около 4 тыс. - свыше 40 лет, возраст еще 4,5 тыс. - 31-40 лет, и только около 400 судов эксплуатируются меньше десяти лет.

Госпрограмма развития судостроения до 2030г. также предусматривает создание утилизационных фондов, но только с 2021г. и исключительно для рыбопромысловых и пассажирских судов. На них государство собирается выделять по 1 млрд руб. в год на протяжении десяти лет.

 

Поделиться: