08:3522.07.13

Реформу экологического регулирования решено обсуждать в расширенном кругу

Реформу экологического регулирования решено обсуждать в расширенном кругу

Спустя месяц после совещания премьера с экспертным советом Белого дома аппарату "Открытого правительства" удалось выпустить список поручений премьер-министра, касающихся перспектив "повышения эффективности охраны окружающей среды". Документ, который намеревался утвердить Дмитрий Медведев, подписал вице-премьер Аркадий Дворкович. Задача согласовать законопроект Минприроды о совершенствовании эконормирования и стимулирования ко второму чтению в Госдуме до 1 октября 2013 года сменилась поручением провести его публичное обсуждение.

На совещании Дмитрия Медведева и правительственных экспертов 18 июня в Иркутске "Открытое правительство" предполагало решить судьбу предложений Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) о запуске экологической реформы, а Минприроды - сдвинуть с мертвой точки процесс согласования законопроекта о технологическом нормировании и экономическом стимулировании компаний (см. "Ъ" от 18 июня). Хотя тон и акценты, расставленные премьером, указывали на однозначный перевес на стороне ведомства Сергея Донского (см. "Ъ" от 19 июня), результаты совещания оказались менее однозначными. Итоговый список поручений (есть в распоряжении "Ъ") был подписан лишь в конце прошлой недели и вице-премьером Аркадием Дворковичем.

Напомним, представленные разработки РСПП премьер-министр уже на совещании назвал "маложизнеспособными", заявив, что предложенную концепцию реформы "ни одно государство никогда не поддержит". Версия документа, которую аппарат "Открытого правительства" готовил на подпись премьеру, обязывала экспертов провести анализ предложений РСПП совместно с представителями Минюста, Минприроды, Минэкономики и Минфина до 1 октября 2013 года, в поручениях господина Дворковича говорится о необходимости "организовать" проведение их анализа. Бюро правления РСПП утвердило концепцию экологической промышленной политики 11 апреля 2012 года (на ней основались предложения, высказанные на совещании в Иркутске), но в Минприроды "Ъ" вчера заявили, что никаких документов из союза официально пока не поступало.

Решение же о дальнейшей судьбе законопроекта Минприроды, зафиксированное в первом пункте финального текста поручений, претерпело коренные изменения. Вместо задачи подготовить согласованный проект ко второму чтению в Госдуме к 1 октября теперь требуется провести публичное обсуждение документа, который разрабатывается министерством с 2008 года.

Непосредственно промышленности касается лишь шесть пунктов конечной версии поручений. Одно из них обязывает экспертов, Минприроды и чиновников экономического блока правительства предложить соответствующие меры стимулирования бизнеса к "переходу на наилучшие доступные технологии". Минфину, Минэкономики и Минприроды поручено представить предложения "о соразмерности" экологических расходов поступлениям от экологических платежей и штрафов. Напомним, в июне президент Владимир Путин подписался под кратным увеличением штрафов за негативное воздействие на окружающую среду, соответствующие поправки к Кодексу об административных правонарушениях были одобрены обеими палатами парламента РФ. Но в Росприроднадзоре, как и экспертной среде, признают: штрафы сейчас выполняют, как и основные платежи, лишь фискальную, а не регуляторную функцию. "Если бы компании платили за это (реальные объемы разливов нефти.- "Ъ") платежи, их сумма грубо могла бы быть оценена в 0,5 трлн руб., а они показывают сумму в тысячу раз меньше",- утверждал в Иркутске руководитель программ российского представительства Greenpeace Иван Блоков. По данным руководителя экологического комитета РСПП Сергея Алексеева, "экологические" поступления на всех уровнях бюджета - 45 млрд руб. в год. "Неформальные траты" бизнеса по этому направлению РСПП оценивает в 100 млрд руб.

До конца года чиновникам и экспертам также предстоит "подготовить предложения" об институте общественных инспекторов, индикаторах влияния среды на человека, о требованиях к качеству и раскрытию экологической информации компаний, об ужесточении ответственности за ее несвоевременное и неполное предоставление, о целесообразности административной приостановки деятельности "грязных" предприятий, об официальном списке территорий экологического бедствия.

 

Поделиться: