11:1825.07.13

Региональный Минэк подготовил три варианта экономического развития Мурманской области

Региональный Минэк подготовил три варианта экономического развития Мурманской области

В соответствии с порядком разработки прогноза социально-экономического развития Мурманской области на очередной финансовый год и плановый период, Министерством экономического развития Мурманской области подготовлен предварительный прогноз социально-экономического развития области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

Прогноз сценарных условий социально-экономического развития на период  2014-2016 годов разработан на вариантной основе. Основные варианты прогноза - вариант 1 (консервативный), вариант 2 (умеренно-оптимистичный) и вариант 3 (форсированный) - разработаны на основе единой гипотезы внешних условий и различаются моделями поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации государственной политики. Два дополнительных варианта (А и С) тестируют экономику на различную динамику цен на нефть.

В основных вариантах прогноза (варианты 1, 2 и 3) предполагается умеренное восстановление мировой экономики. Ожидаемый уровень цены на нефть Urals в 2013 году повышен на 8 долларов, до 105 долларов США за баррель в результате сохранения высоких цен в январе-марте текущего года. В 2014 году цена на нефть продолжит умеренно снижаться и составит 101 доллар США за баррель, что соответствует предыдущей версии официального прогноза. В 2015-2016 гг. ожидается, что стоимость нефти стабилизируется на уровне около 100 долларов США за баррель, что несколько ниже предыдущей оценки.

Варианты также предусматривают опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.

Вариант 1 (консервативный) предполагает сохранение инерционных трендов,  консервативной инвестиционной политики частных компаний и их относительно низкой конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешних рынках, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора. Сценарий основан на проведении жесткой бюджетной политики, ведущей к стагнации государственного инвестиционного спроса и более низкими темпами роста заработной платы работников бюджетной сферы и военнослужащих. Динамика экономических показателей в 2013 году сохраняет негативные тенденции начала года, а прирост ВВП в целом снижается до 1,7%. В 2014-2016 гг. на фоне улучшения роста мировой экономики, а также исчерпания негативного эффекта базы, связанного с инвестициями топливно-энергетических компаний, годовые темпы прироста экономики могут повыситься до 3,0-3,6 процента.

Вариант 2 (умеренно-оптимистичный) отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. В условиях варианта со II квартала 2013 г. происходит перелом тенденции замедления экономического роста, и в целом за 2013 год ВВП вырастет на 2,4%. В 2014-2016 гг. экономический рост ускорится до 3,7-4,2%, что в среднем на 0,7 п.п. выше, чем в варианте 1.

Умеренно-оптимистичный вариант является более инновационно ориентированным, предполагает проведение преобразований в развитии человеческого капитала и науки, а также активную модернизацию транспортной инфраструктуры. Вариант основан на осуществлении мер, заложенных в государственных программах развития образования, здравоохранения, науки и технологий, транспортной инфраструктуры, а также традиционных секторов экономики, связанных с дополнительным финансированием.

Вариант 3 (форсированный) характеризуется высокими темпами роста и структурными преобразованиями, опирающимися на значительное повышение нормы накопления частного капитала и возобновление чистого притока капитала. Наряду с быстрым прогрессом по улучшению бизнес-среды вариант будет требовать смягчения денежной политики, что обеспечит ускорение роста инвестиционного кредита и поддержит тенденцию сокращения нормы сбережения домашних хозяйств.

Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указах  Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606.

Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются в 2014-2016 гг. до 5,6-7,1 процента.

 

Поделиться: