17:3026.07.13

Центробанк защитит россиян от «плохих» банковских карт

Центробанк защитит россиян от «плохих» банковских карт

С 31 июля Банк России обязал операторов платёжных систем каждый месяц отчитываться ему о любых неполадках с переводами средств. Будет осуществляться жёсткий мониторинг: отчёты операторов сравнят с обращениями граждан. Выявленные в результате ошибки и нарушения обязательств станут поводом для наложения многомиллионных штрафов и даже для отзыва лицензии. От всевидящего ока ЦБ не застрахован никто: операторов крупнейших международных систем Visa и MasterCard будут проверять в первую очередь: именно на них люди жалуются чаще всего.
В сообщении ЦБ от 25 июля говорится: «Банк России намерен следить за стабильностью функционирования платежных систем. Операторы обязаны в конце каждого месяца предоставлять количество ошибочных распоряжений на перевод средств, время направления подтверждения о приеме электронного сообщения в обработку, количество отказов в приеме распоряжений к исполнению».
Жесткий мониторинг начнется 31 июля. Если операторы его проигнорируют, к ним применят меры, предусмотренные ст. 74-й закона «О Центральном Банке». А это, между прочим, штраф в размере до 0,1% размера уставного капитала. Операторов с капиталом менее 10 млрд. руб. на российском рынке нет; так что, первый же пойманный принесет в бюджет не менее 10 млн. руб.
Но это для операторов полбеды: поднимут комиссии в банкоматах и переживут. Гораздо серьезней предусмотренное той же ст. 74 ограничение на проведение отдельных операций на срок до полугода. А там и до отзыва лицензии по причине банкротства недалеко: ведь приостановка переводов хотя бы на день грозит операторам платежных систем уже миллиардными убытками.
ЦБ особо подчеркнул, что требования будут распространяться и на представителей крупнейших международных платежных систем Visa и MasterCard в РФ.
За что такие наказания? А достали! Другого слова нет. Эмитенты и операторы платёжных систем упорно не желают нести ответственность за платежи, переваливая последствия любого сбоя на держателей карт, то есть на граждан. Авторам известны случаи, когда при пересечении границы РФ сумма на карточке уменьшалась... в 12 раз. И никому (в том числе, суду) ничего доказать не удалось; ответственности никто так и не понес. Потому что нет соответствующего закона.
Творится явное безобразие, однако лоббистские возможности эмитентов карт и операторов платёжных систем весьма сильны. Например, в прошлом году они сумели ловко «зарубить» в Госдуме поправки в Гражданский кодекс, вводящие их ответственность за прохождение платежей.
Отрадно, что в лице нового главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной лоббисты столкнулись с «крепким орешком». Видимо, её уговорить не удалось, и какая-то ответственность теперь введена. Другое дело, что в отсутствие закона, ЦБ может немногое: заставить отчитаться и сравнить благостные отчеты с валом жалоб граждан. По результатам мониторинга направить обращение в Генпрокуратуру с ходатайством о возбуждении уголовных дел по конкретным случаям.
Как говорится, и то хлеб. Но по сравнению с экономически развитыми странами, где ответственность операторов давно введена, этого крайне мало. Чтобы двигаться дальше, нужно поменять психологию банкиров и операторов, которые в настоящее время себя видят белыми и пушистыми, а держателей карт-сплошь мошенниками.
Разумные участники рынка понимают, что такой подход ведёт в тупик. Начальник отдела развития банковских продуктов Банка24.ру Ксения Власова: «Обязательства операторов платежных систем по предоставлению отчётности по сбоям абсолютно логично последовали за подобными требованиями к банкам. Таким способом регулятор получит полную картину платёжной инфраструктуры страны и её доступность для конечных пользователей. Новые требования защищают интересы граждан и стимулируют деятельность банков и операторов платежных систем по оптимизации своих внутренних технологических процессов».

Поделиться: