18:1101.08.13

В России успешно развивается бизнес на запахах

В России успешно развивается бизнес на запахах

Традиционная телевизионная реклама и билборды давно приелись потребителям. Для увеличения продаж крупные компании стали обращаться к более тонкому виду рекламы - созданию собственного аромата. Найти свой запах им помогает глава российского офиса компании Aromaco Руслан Юлдашев, который сам вообще не пользуется парфюмерией, чтобы сохранить острое обоняние. РБК daily изучила, чем пахнут бренды.

Три года назад Руслан Юлдашев привёл в Россию глобальную компанию Aromaco. Она занимается аромамаркетингом - повышением продаж с помощью ароматов и созданием брендированных запахов. Поначалу г-ну Юлдашеву было сложно убедить клиентов, что им нужен собственный запах. «Первые два года я бегал от двери к двери и слышал от компаний, что да, это крутая идея, но сейчас не время», - вспоминает он.
Хотя Aromaco появилась в России в 2010 году, крупные клиенты стали приходить и интересоваться созданием собственного парфюма лишь в 2012 году. Как рассказал РБК daily г-н Юлдашев, сейчас среди российских клиентов собственные ароматы имеют ювелирная сеть «Якутские бриллианты», одежная сеть Zolla, магазины постельного белья Togas и многие другие.
Специальный аромат, к примеру, используют заправки нефтяной компании «Татнефть». Г-н Юлдашев рассказывает, что для них подобран запах печенья с шоколадной крошкой, который распространяется в помещениях магазинов на заправках. Это помогло наряду с нефтепродуктами повысить продажи продуктов питания и других товаров, которые могут понадобиться в пути.
«Клиенты сейчас понимают, что использование запахов может усилить коммуникацию с потребителем», - отмечает г-н Юлдашев.
Российские компании заказывают свой запах прежде всего с целью увеличения продаж. На втором месте - забота о комфортном пребывании своих потребителей в помещении, а следующий по популярности запрос - поддержать имидж бренда, говорит собеседник РБК daily.
Недавно бурятское отделение Сбербанка обзавелось своим ароматом, созданным для решения задач бренда. «Если смотреть на фирменный стиль банка, то в первую очередь возникает ассоциация с зеленым цветом - природой, экологичностью, натуральностью. Миссия бренда «Сбербанк» - всегда быть рядом. То есть он должен быть дружественным и комфортным», - анализирует г-н Юлдашев. Следовательно, запах Сбербанка - это тёплый аромат свежескошенной травы, который располагает к общению и снижает уровень стресса, который люди часто испытывают, заходя в любой банк. «Клиентам находиться в офисе Сбербанка с подобным ароматом будет комфортно на подсознательном уровне», - уверен эксперт.
По его словам, запах создается за рубежом, хотя вся коммуникация с клиентом, в том числе выбор прототипа аромата, происходит в России.
«Мы сейчас проводим исследования о целесообразности использования ароматов для усиления эмоциональной связи с клиентами, однако говорить о массовом применении аромабрендинга во всех отделениях Сбербанка преждевременно», - заявили РБК daily в пресс-службе банка.
Ещё одним российским клиентом Aromaco является казанский аэропорт. К Универсиаде он ароматизировал новый терминал А1. Сотрудничество с Aromаco долгосрочное, заверила представитель пресс-службы аэропорта Регина Талова. «Прежде всего цель этого проекта была в том, чтоб создать комфортные условия для пассажиров. Запах свежего яблока и жасмина успокаивает людей, бодрит», - считает она.
В среднем создание собственного парфюма клиентам обойдётся в сумму от 300 тыс. руб. Чтобы аромат равномерно распределялся по помещению, необходимо специальное оборудование, которое изготавливает сама Aromaco. Аренда оборудования стоит от 9 тыс. руб. в месяц.
Иногда к ароматизации помещений обращаются продуктовые ритейлеры. Г-н Юлдашев рассказал, зачем нужен запах, например, в рыбном отделе: «Там часто используют аромат «лимон-вербена», он хорошо нейтрализует запах рыбы. Кроме того, по ощущениям этот аромат выглядит естественно». А аромат хлеба, к примеру, стимулирует к импульсивным покупкам.
Представитель сети «Азбука вкуса» Андрей Голубков рассказал РБК daily, что у компании есть проекты в разработке с Aromaco. Пока в помещениях магазинов используется естественный аромамаркетинг. «Запахи свежей выпечки или кофе располагают к покупкам», - говорит г-н Голубков. Привлекает покупателей ароматами и «Дикси». В некоторых магазинах сети аромамаркетинг применяется во входной зоне, зонах овощей, фруктов и выпечки.
А вот «Детский мир» к таким технологиям не прибегает. Представитель компании Елизавета Тотунова говорит, что в магазинах сети не используются технологии аромамаркетинга из-за особенности аудитории, которая слишком чувствительна к запахам. «Будущие и кормящие матери, дети, бабушки восприимчивы к ароматам и по-разному реагируют на одни и те же запахи, что может привести к самым различным эмоциям - не только позитивным, но и негативным», - пояснила РБК daily г-жа Тотунова. Она отметила, что вместо дурманящего запаха «Детский мир» использует альтернативу - фоновую музыку.
Главный куратор исследовательского центра бренд-менеджмента и бренд-технологий RCB&B Николас Коро считает, что аромат - один из мощнейших сенсорных факторов, которые влияют на потребительский выбор. Еще в 90-х годах был проведён эксперимент с запахами в продуктовых сетях. Например, в пиковые дни продаж в помещениях стоял запах цитрусовых с мандариновым акцентом и хвойных с акцентом на ель. «Сначала запланировали увеличение продаж на 8%, а реально они выросли на 12%», - рассказал г-н Коро.
Управляющий директор TNC.Brands.Ads Наталья Меш говорит, что аромамаркетинг уже давно развит на западных рынках. «Торговые центры распределяют разные аромакомпозиции от гастронома для верхних этажей и формируют особое приподнятое или расслабленное ощущение посетителей», - говорит г-жа Меш. Она добавила, что бизнесмены продают дома, используя запах свежесваренного кофе, машины - запах нового автомобиля. Г-жа Меш уверена, что для многих брендов создание запаха абсолютно уместно.

Поделиться: