08:0206.08.13

Крупнейший издательский дом Европы уходит из бумажной прессы

Крупнейший издательский дом Европы уходит из бумажной прессы

В крупнейшем в Старом Свете издательском доме Axel Springer AG грядут большие перемены. Если в двух словах - то совсем скоро он перестанет быть крупнейшим в Европе издательским домом, потому что распродаёт почти все бумажные газеты и журналы и переходит в цифровой бизнес. 

Новость о фактическом отказе от печатных изданий оказалась полнейшей неожиданностью для самих журналистов. По крайней мере, в главном здании компании в Гамбурге царила атмосфера недоверия и изумления, смешанная с неподдельным ужасом.
Сотрудники издательского дома узнали ошеломительную новость в фойе огромного здания - там, где немногим более полугода назад отмечали Рождество. В момент её объявления им, естественно, было не до веселья.
Один из представителей администрации издательства, Алекс Виле, подготовил собравшихся, предупредив, что вынужден сообщить им неприятную новость: Axel Springer AG продаёт подавляющее большинство региональных газет, женских и телевизионных журналов издательской компании и конкуренту Funke Mediengruppe, чтобы сконцентрировать все силы и средства на цифровом бизнесе. В большом списке изданий, включённых в сделку, такие известные в Германии газеты и журналы, как Bild der Frau, Hörzu, Hamburger Abendblatt - крупная ежедневная региональная газета с тиражом около 200 тыс. экземпляров - и другие.
Как позднее рассказывали присутствовавшие на собрании, Виле пытался изобразить сожаление, но у подавляющего большинства сложилось впечатление, что решение о продаже газет и журналов свидетельствует о полном безразличии администрации издательского дома к своим работникам.
По крайней мере, Виле освистали, когда он поблагодарил подчинённых за долгие годы отличной работы. С другой стороны, представителя рабочего совета, высказавшего немало нелицеприятных слов в адрес руководства, проводили бурными аплодисментами.
Решение перерезать толстый канат, казалось, намертво связывавший компанию с бумажным издательским бизнесом, явно принято под давлением исполнительного директора Матиаса Дофнера и его новой стратегии. В последние годы в Германии закрылось немало печатных изданий. Только в прошлом году о банкротстве объявили такие известные и авторитетные газеты, как Financial Times Deutschland и Frankfurter Rundschau, а также информационное агентство новостей dapd. Матиас Дофнер очень не хочет, чтобы печатные активы Springer постигла та же участь.
Несмотря на то что большинство продаваемых Funke изданий являются прибыльными, за исключением разве что ежедневной газеты Berliner Morgenpost, у всех чётко просматривается уменьшение читательской аудитории. Она снизилась за год на миллион человек и составляет сейчас в Германии около 45,5 млн читателей.
Причина лежит на поверхности: люди все больше читают прессу в интернете, где в подавляющем большинстве случаев это можно сделать бесплатно. К уменьшению читательской аудитории и, следовательно, тиражей, что само по себе, конечно же, плохо, следует добавить и снижение объема рекламы и, естественно, доходов от неё.
В Springer долго думали, как поступить, и решили не проводить необходимые структурные изменения, а просто продать газеты и журналы, пока за них ещё можно получить более-менее приличную цену. Funke платит 920 млн евро за новые активы. Однако на руки, так сказать, Springer получит почти на треть меньше, потому что часть этой суммы он сам же даёт покупателю взаймы - 260 млн евро покупатель вернёт Axel Springer лишь через несколько лет. Funke, кстати, - частная издательская компания, заплатит 660 млн евро. Последняя дата перечисления денег - 30 июня 2014 года.
Axel Springer AG, строго говоря, из издательского бизнеса не уходит. Он уходит только из его печатного сегмента, да и то не полностью, и переходит в цифровой.
В своем блоге Матиас Дофнер написал, что компания надеется занять лидирующее положение в мире цифровых изданий. На последнем общем собрании компании он долго и с большим энтузиазмом рассказывал о виртуальном, «дематериализованном» медийном мире.
Энтузиазм директора Дофнера уходит корнями, если можно так выразиться, в бухгалтерские книги. В 2007 году газеты и журналы давали издательскому дому 72,9% всего оборота, а на долю цифрового сектора приходились лишь 8,1%. К 2012 году положение кардинальным образом изменилось. Доходы от цифрового бизнеса выросли в четыре с лишним раза, до 35,5%, а доля печатного бизнеса, напротив, сократилась в полтора раза, до 47,6%.
Продажа региональных газет, женских журналов и тележурналов еще больше её понизит. В прошлом году они принесли Springer 512 млн евро, что составляет только 15% его доходов. С 2014 года львиную долю доходов компании будет приносить цифровой бизнес.
Из огромного пакета бумажных газет Springer сохранит лишь три: Bild, таблоид №1 в Старом Свете по суммарному тиражу, превышающему 12 млн экземпляров; еще одну авторитетную и читаемую газету Die Welt и таблоид B.Z, который будет объединен с Bild Berlin. Кроме этого, решено оставить, по крайней мере, пока, журналы из Auto-Bild Group, Computer-Bild Group, Sport-Bild и музыкальные издания Metal Hammer, Musikexpress и Rolling Stone.
Стратегия Springer представляет собой более чем просто уход из печатной журналистики. Многие специалисты считают, что это означает уход из журналистики вообще. Цифровой бизнес развивается семимильными шагами. Наиболее прибыльными в Springer являются платформа по поиску работы Stepstone, порталы по торговле недвижимостью Immonet и Seloger и портал сравнения цен Idealo.
В 2012 году две трети доходов, а именно 787 млн евро в цифровом бизнесе, Springer принесли немедийные продукты. Доля же медийных составила всего лишь 387 млн. В компании не говорят, кстати, сколько из них дала журналистика. Какой бы ни была эта доля, ясно одно: доходы от рекламы и платного контента неуклонно снижаются.
Будущее журналистики в Springer выглядит мрачно и туманно. Оставшиеся издания ждут сокращения штатов и финансирования. Как сообщает Spiegel, ссылаясь на внутренние источники в издательском доме, Bild и Bild am Sonntagend B.Z. потеряют в финансировании 20 млн евро, а их штаты уменьшатся на 200 человек.
Эксперт по медиа Михаэль Халлер считает, что компания Springer превращается в «консорциум развлечений в стиле Time Warner».
Ряд специалистов высказывают сожаление, что Springer без особого рвения пытался примирить журналистику с цифровым бизнесом и сейчас отдал явное предпочтение второму перед первой.
Кстати, сотрудники издательского дома считают, что сам Аксель Шпрингер, скончавшийся в 1985 году, никогда бы не принял такое стратегическое решение. Из его биографии следует, что он до самой смерти с теплотой вспоминал дни своей молодости, когда работал в Hamburger Abendblatt.

 

Поделиться: